Депутат фракции Армянского национального конгресса Никол Пашинян, участвующий в митингах, организуемых в эти дни лидером партии «Наследие» Раффи Ованнисяном, на своем официальном сайте прокомментировал поствыборную ситуацию в Армении, а также происходящие изменения. В заявлении Никола Пашиняна говорится:
«Я уже отмечал, что после президентских выборов в Армении сложилась новая политическая ситуация, и описал, в чем особенность этой ситуации. В последние несколько дней, однако, в этой ситуации произошли изменения. Чем это изменение обусловлено?
Во-первых, Раффи Ованнисян направил общественности послание о том, что он намерен последовательно защищать вотум доверия, который выразил ему народ. И, несмотря на то, что сегодняшний митинг является особенным, нет никаких оснований признать это послание недействительным.
Во-вторых, жители Аштарака, Ванадзора, Гюмри, Спитака подтвердили вотум доверия, выраженный ими Ованнисяну, 23 февраля приняв его как избранного президента. Это означает, что граждане Армении, Раффи Ованнисян как избранный политический лидер, имеют все основания начать процесс смены власти в Армении.
Что для этого нужно? Думаю, Раффи Ованнисян не должен предпринимать такие меры, которые де-юре присущи лишь проигравшим кандидатам в президенты. И, напротив, должен предпринять исключительно такие действия, которые характерны одержавшему победу кандидату, то есть новоизбранному президенту. В данном случае я имею в виду формирование новой власти, или если пожелаете, Нового правительства. Согласно законодательству Армении, Раффи Ованнисян должен получить должность президента 9 апреля. До этого, основным действием, которое он должен предпринять, является формирование нового правительства.
Если Раффи Ованнисян всерьез объявил о своей победе на выборах президента, то он должен начать формирование этого нового правительства, а не заниматься оспариванием данных, опубликованных ЦИК. Эти данные никто всерьез не воспримет, если не будет воспринимать всерьез сам одержавший победу на выборах кандидат. А лучшим способом сделать так, чтобы их не воспринимали всерьез, является формирование Нового, серьезного, пользующегося доверием народа правительства.
Возникает вопрос: как это сделать? Процедура должна быть крайне ясной. Ованнисян должен по отдельности выбирать тех лиц, совместно с которыми он хочет руководить Арменией и представить свое решение о назначении министров на утверждение на Площади Свободы. Это будет действенный механизм прямой демократии. Министры представят на суд общественности на Площади Свободы свои программы касательно управления той или иной сферой и в случае, если они удостоятся доверием народа, их будут считать членами Нового правительства, и они получат статус руководителя конкретного министерства.
Следует признать, однако, что это чрезмерно важнейшая и сложная работа, поскольку в результате формирования Нового правительства доверие народа к Раффи Ованнисяну должно будет еще более повыситься, а не снизиться. Поэтому Р. Ованнисян должен выбирать членов Нового правительства без излишней поспешности, и ему необходимо дать возможность не сразу или за один представить на суд народа на Площади Свободы весь состав правительства, а поочередно, в ходе митингов, которые пройдут в течение ближайшего месяца. Формирование Нового правительства должно быть одной из основных целей предстоящего митингового движения.
Стоит подчеркнуть, однако, что утверждение состава Нового правительства необходимое, но не удовлетворительное условие для установления власти в Армении де-юре. После вышеописанного должно произойти признание Нового правительства в качестве единственного легитимного органа исполнительной власти в РА. Заявлениями о признании Нового правительства должны выступить известные личности, общественные организации, политические партии и, самое главное, армянские общины, то есть города и села. Последние, кстати, это могут сделать на месте, то есть в ходе созванных в городах и селах конференций, посредством прямого и открытого голосования народа. В ходе этих конференций во всех городах и селах, руководители которых содействовали избирательным нарушениям или поддерживают незаконную власть, должны быть избраны теневые руководители, которые при поддержке Нового правительства возьмут в руки местное самоуправление.
Процесс признания Нового правительства должно происходить и за пределами Армении: нужно сделать все возможное, чтобы подобными заявлениями выступили представители Диаспоры, а затем и международные организации и иностранные государства, переговоры с которыми в этом направлении нужно начать немедленно.
Кстати, подобная практика существует, когда Международное сообщество признает оппозицию страны легитимной властью. Подобный прецедент, в частности, был в Ливии. Но если там это было осуществлено после кровавых боев, то в Армении есть возможность сделать это мирным путем, без оружия, в результате демократических процессов, в рамках Конституции и законов.
Следует сказать, что в эти дни вновь муссируются разговоры о том, что действующие власти не пойдут ни на какие уступки, не уступят власть, вновь слышим акцентировки о необходимости силовых, даже вооруженных действий. Пока оставим в стороне вопрос о том, насколько это соответствует системе ценностей армянского народа.
Для понимания вопроса рассмотрим пример Сирии, где оппозиция решительно прибегла к оружию, где уже два года не прекращается гражданская война: страна превратилась в руины, но смена власти не произошла. Если это даже произойдет в ближайшее время, страна уже превращена в руины.
Сегодня Раффи Ованнисян должен сделать шаги, исключающие поражение страны и народа, собственное поражение, и предпринять исключительно политические, мирные, ненасильственные действия, направленные на победу; действия, воспринимаемые армянским и международным сообществом. Подобная возможность действительно есть. Максимальные усилия нужно прикладывать, чтобы первым Новое правительство, сформированное народом и Раффи Ованнисяном, признал НКР.
Еще один важный оттенок: несложно догадаться, что возможное формирование нового правительства удостоится большого сопротивления и даст повод спекуляциям. Члены правительства будут обвинены во властолюбии, жажде власти. Чтобы люди поверили в реальную смену власти и захотели этого, они должны видеть, что у Раффи Ованнисяна есть команда, которая способна управлять страной, держать под контролем ситуацию в стране. И сегодня есть потенциал для создания команды из новых, молодых кадров, этот потенциал есть на Площади Свободы и за ее пределами.
Не дай Бог, кто-то вдруг подумает, что я говорю о себе, тем более, что на одном из предыдущих митингов Раффи Ованиисян завел об этом речь. Этой публикацией официально заявляю, что я отказываюсь от какого-либо статуса в Новом правительстве Раффи Ованнисяна, и ни при каких условиях не соглашусь на какой-либо статус. Ни при каком условии, оправдании или политическом обосновании. Ни при каких условиях не соглашусь на какую-либо должность в составе правительства Ованнисяна, утвержденного де-юре. Исключаю, что соглашусь на какой-либо статус, если мне предложат или даже потребуют этого от меня. Я говорю это специально, потому что понимаю: народ, сытый политическими деятелями, имеет право искать в написанном другие смыслы. Но не ищите, нет другого смысла, и гарантия этого – данная публикация.
Для меня лучшей должностью будет статус гражданина страны с законной властью, и вижу, что сегодня у меня есть возможность удостоиться этого статуса. Есть кандидат в президенты, удостоившийся доверия народа, и пусть он представит народу свою команду. Это в течение нескольких месяцев может решить вопрос утверждения власти де-юре».
Panorama.am