Когда-то в тверской художественной жизни существовала интересная и поучительная практика – проект «Учитель и ученики»: известные тверские художники-педагоги выставлялись вместе со своими воспитанниками. Это позволяло одновременно рассмотреть и творческий метод мастера, и способ раскрытия авторской индивидуальности у его учеников. Армен Бабаев эту традицию одновременно и возобновил, и несколько нарушил.
Сейчас в Твери экспонируются одновременно две выставки. В холле второго этажа городской библиотеки имени Герцена размещена экспозиция «Магия батика» – заинтересованные зрители некоторое время назад могли видеть ее в лекционном зале муниципального музейновыставочного центра. В нее вошли преимущественно дипломные работы выпускников лицея №12 – фактически еще одного художественного училища, специализирующегося на декоративноприкладном искусстве. Армен Бабаев уже много лет преподает там батик. Он, конечно, сожалеет, что не все его ученики продолжили обучение по специальности, сохраняя и развивая древнюю и сложную традицию, – однако таковые все же нашлись, тем более что батик имеет вполне практическое применение: аксессуары, выполненные в этой технике, сейчас весьма популярны.
Сам Армен Бабаев на днях открыл небольшую персональную выставку в Зале искусств областной библиотеки имени Горького. Такое «разделение сфер влияния» предполагает несколько полезных хитростей. С одной стороны, в двух залах можно показать больше произведений, чем в одном, а коллекция дипломных работ за много лет сложилась достаточно обширная. Да и сам художник в отличие от многих коллегпреподавателей остается «играющим тренером», так что всегда готов выставить что-то новенькое. С другой стороны, у современных студентов, как оказалось, такое полезное заведение, как библиотека, особой популярностью не пользуется. Ожидая приглашенных на вернисаж студенток, Армен Гургенович ворчал: «Вот живут же всю жизнь в Твери, а где главная библиотека – не знают…» Впоследствии коллегихудожники старательно увещевали молодежь: и возможностями библиотек надо пользоваться, изучая мировое художественное наследие, и на выставки ходить, ибо это и полезно, и приятно. К тому же библиотека как экспозиционная площадка предпочтительнее традиционных выставочных залов, куда зритель не всегда дойдет. Через библиотеки же проходит огромный читательский поток, и часто фактически случайное знакомство с жанром, техникой или собственно художником перерастает в серьезный интерес. Студентки прилежно внимали, а мэтры давали коллеге полезные советы по части того, как вовлечь молодежь в активный культурный процесс: «Берешь своих кутят и опускаешь в эту миску. Скоро войдут во вкус», – поделился опытом Анатолий Войтов.
В небольшой персональной экспозиции Армен Бабаев показал горячий и холодный батик, гобелен и мини-гобелен, а также графику. В нее вошли как хорошо известные публике «Русалка и морские сокровища», «Восточная сказка», триптих «Спитак», так и новые вещи. Из совсем свежих – «Русалка и водяной», «Небесные ангелы» и «Мировое древо». Надо заметить, что эта серия выглядит незаконченной и явно требует продолжения: русалки и ангелы воспринимаются не иначе как символы воды и воздуха, так что для полноты картины, в центре которой стоит Мировое древо, определенно необходимы образы земли и огня. Интересно, что армянин по этнической принадлежности, Армен Бабаев очень изящно пользуется чисто славянскими фольклорными образами: так, ангелы у него подозрительно похожи не на канонические образы, а на волшебную птицу Сирин. И здесь же выставлен триптих, выполненный в чисто армянской орнаментальной традиции, причем построенная на очень четком ритме композиция «Хор» отсылает зрителя в том числе и к «магическим» гравюрам Мориса Эшера. Графика представлена картиночками «в народном стиле» – маленькими и вроде бы наивными, но очень точно выстроенными и проработанными: коллега по текстильному цеху Анатолий Войтов заметил, что каждая из них может с легкостью превратиться и в батик, и в гобелен. Нашлось в экспозиции место даже концептуальной инсталляции, для этого художнику нехарактерной: двум мини-гобеленам предпослана композиция из бобин с разноцветными нитками, что, надо полагать, символизирует путь от замысла к воплощению, да и просто выглядит очень декоративно. И, разумеется, художник не мог не выставить небольшой автопортрет из тех времен, когда он был молод и чернокудр, – эта работа присутствует почти на всех выставках Армена Бабаева как своего рода точка отсчета.
Выставка работ Армена Бабаева стала поводом поговорить о роли этнического фактора в изобразительном искусстве. И коллеги, и председатель армянского культурного объединения Аршак Туниев вспоминали еще о советской практике командировок в союзные республики, что позволяло художникам проникнуться новыми впечатлениями, «освежить глаз» и прикоснуться к чужим, но не чуждым изобразительным школам, у каждой из которых – своя земля, и небо, и воздух. И своя манера переносить это все на холст или бумагу. Пребывание «на перекрестке миров и на сквозняке традиций» неизменно давало очень интересные результаты. Таковым стала, в частности, выставка «Восточный колорит тверских художников», в которой работы и русских художников, увлекшихся восточной экзотикой, и уроженцев тех краев, воспитанных в специфической местной культуре, сложились в пестрый и вполне гармоничный ковер. К сожалению, как проект она не получила продолжения. Возможно, впрочем, когда-нибудь получит: с одной стороны, сейчас такого рода путешествия сопряжены с немалыми трудностями, и в Италию попасть проще, чем в Армению. Зато все дороги открыты, были бы желание, интерес и кураж.
Наталья Зимина, http://www.tverlife.ru