Несостоявшийся посол Турции в Ереване предлагает покаяться за преступления младотурок
Бывший посол Турции в России Волкан Вурал, координировавший в свое время армянское направление турецкой дипломатии, накануне 98-й годовщины геноцида предложил туркам покаяться. Просить прощения, по его словам, нужно за “незаконную депортацию” и “насилие”, стараясь при этом избегать правового термина “геноцид”. Вурал призвал смириться с тем, что армяне добьются возвращения на свои земли.
Это не первое выступление Волкана Вурала. Однажды он уже призвал соотечественников к покаянию перед армянами, за что навлек на себя гнев правителей и ненависть националистов. На этот раз отставной дипломат, состоящий ныне в Совете директоров Союза промышленников и предпринимателей Турции, высказался отчетливее и откровеннее. В интервью корреспонденту телеканала “Haber7” он не только сам попросил у армян прощения, но и предложил политическому руководству страны последовать своему примеру. “На этих землях проживало около миллиона армян. Они — сыновья этих земель. Произошли печальные события. Некоторые называют это геноцидом, другие — великой трагедией. Бесспорно одно — тогдашнее османское правительство виновато перед армянами. За эту вину стоит попросить прощения”, — заявил чрезвычайный и полномочный посол. Примечательно, что дипломат не видит перспектив в усилиях, направленных на сохранение вопроса в исторической плоскости. Он против попыток добиваться рассмотрения проблемы в научных, академических кругах. “На мой взгляд, это — политическая проблема, и решать ее должны политические деятели”, — говорит Вурал. Таким образом, он выступает против официальной позиции турецкой дипломатии, настаивающей на том, что оценку событий 1915 года должны давать только историки. Волкан Вурал предлагает не ограничиваться адресованной армянам просьбой о прощении. Он настаивает на том, что потомки незаконно депортированных армян должны получить право вернуться на свою землю. “Следует извиниться, а внукам погибших и выселенных людей можно сказать: “Это также ваши земли. Приезжайте. Вам тоже там есть место”. Приезжающим можно давать гражданство”, — отмечает дипломат. На замечание коррепондента о том, что в Турцию нахлынет поток армян, Вурал замечает: “Их не так много. Самое большее 500 тысяч. Пусть с детьми и внуками их будет 600 тысяч”.
Проблему дипломат рассматривает не только в политической и морально-нравственной плоскости, но и в экономической. Будучи членом Союза промышленников и предпринимателей, он призывает обратить внимание на громадную пользу, которую принесет сотрудничество с армянами. “Для региона Карса это очень важно. Отсутствием прямой торговли пользуются третьи страны”, — говорит Вурал. Он предлагает установить отношения с Ереваном без каких бы то ни было предварительных условий: “На мой взгляд, до 2015 года мы должны открыть границу. Даст Бог, это произойдет”.
Автор этих неожиданных высказываний — человек далеко не случайный. В 1991 году именно он был уполномочен политическим руководством курировать политику Анкары в армянском вопросе. В апреле 1992-го он лично вел переговоры с Левоном Тер-Петросяном, а в августе того же года возглавил турецкую делегацию, прибывую в Ереван для консультаций об установлении дипломатических отношений. Президентский указ о его назначении послом в Армении Тургут Озал подписать не успел.
Не без усилий Волкана Вурала (на снимке) турецкий МИД принял решение, санкционировавшее предоставление блокированной Азербайджаном Армении 100 тысяч тонн пшеницы. Было бы наивным, если бы мы стали приписывать Волкану Вуралу проармянские взгляды. Он претворял в жизнь политику своей администрации, которая была настроена на диалог с Арменией и армянами. Есть все основания считать, что диалог этот продолжился бы и дал бы положительные результаты, если бы не внезапная смерть Тургута Озала. Сейчас уже почти никто не сомневается в том, что это было убийство. В какой мере это было связано с политикой Озала на армянском направлении, сказать трудно. Но известно, что следы предполагаемых заказчиков убийства вели в Азербайджан. Публикации на этот счет в турецкой прессе стали в последнее время более аргументированными.
Армяно-турецкая граница была закрыта сразу же после смерти восьмого президента. Тургут Озал не только выступал за уставновление с Ереваном дипломатических отношений, но и был сторонником признания факта геноцида армян. Сведения на этот счет практически подтвердились. Очевидцы вспоминают, что в 1991 году в ходе своего первого визита в США Озал после встречи с президентом Джорджем Бушем-старшим заявил: “А не лучше ли нам признать геноцид армян и избавиться от головной боли?” Дело было в нью-йоркской гостинице “Мэдисон”. Как свидетельствуют очевидцы, этот вопрос застал врасплох министра иностранных дел Ильтера Туркмена и посла Турции в США Нузхета Кандемира. Впоследствии Кандемир признался, что взялся убеждать президента отказаться от этой мысли.
О том, что такой разговор действительно имел место, высказывался и тогдашний глава внешнеполитического ведомства Ильтер Туркмен. Не так давно в Стамбуле я имел возможность встретиться с ним и из первых уст услышать подтверждение правдивости версии о событиях в нью-йоркской гостинице “Мэдисон”. Бывший министр сказал, что президент Озал действительно предлагал своим советникам подумать о разработке концепции признания геноцида. Сегодня Ильтер Туркмен готов согласиться с тем, что это был бы мудрый шаг. Бывший глава турецкого МИДа, который в свое время был также членом самороспустившейся “Армяно-турецкой комиссии по примирению”, считает, что и сейчас не поздно осудить преступления младотурок и попросить у армян прощения. Правда, сделать это он предлагает заранее заручившись от армян гарантиями того, что за этим не последует территориальных претензий. “Случившееся в 1915 году действительно соответствует пунктам принятой в 1948 году конвенции ООН о геноциде, но не может оцениваться этой конвенцией, так как она была принята уже после известных событий. Следовательно, мы, турки, не должны протестовать против использования слова “геноцид” в отношении тех событий, но и армяне должны смириться с тем, что никаких правовых последствий это иметь не может. О материальной компенсации речи быть не должно. Если мы на этом сойдемся, это действительно будет компромисс”, заявил Туркмен. По сути это примерно то же, о чем говорит Волкан Вурал, являвшийся членом команды Ильтера Туркмена.
Таким образом, становится заметно, что сторонники уступок в армянском вопросе есть не только среди молодых прогрессивно мыслящих турецких интеллектуалов, но и среди ветеранов турецкой дипломатии. Как долго еще Эрдогану будет удаваться затыкать им рот?
Артем Ерканян, "Новое время"