Рок — это политика, запечатленная в музыке. Поэтому вовсе не случайно, что, например, русский рок-певец Юрий Шевчук считался певцом российской оппозиции. Вот и в Армении некоторые рок-группы взяли свои гитары и присоединились к протестующим на площади Свободы, где продолжает голодовку бывший кандидат в президенты, лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян.
Выступила на площади Свободы и «Востан Айоц» — одна из тех групп, что творили историю армянского рока. Была создана она в 1986 году. Автором большей части песен «Востан Айоц» является бас-гитарист группы Арег Назарян. Двое музыкантов из состава группы — Давид Мушегян и Йохан Костани — уехали из Армении из-за тяжелых социально-экономических условий. В биографии группы было немало пауз, но «Востан» тем не менее устоял.
Мы беседуем с основателем группы «Востан Айоц», рок музыкантом Арегом Назаряном.
— Арег, против чего протестует ваша группа?
— В первую очередь мы протестуем против нынешнего состояния всего нашего общества. В нашем обществе дефицит нравственности. И только само общество способно изменить эту ситуацию. Причем каждый должен начать перемены с себя. Никакой президент, хороший или плохой, это изменить не может. До тех пор, пока мы сами не станем нравственнее, ничего не изменится. Мы должны больше чтить нашу интеллигенцию, больше значения уделять ее слову. Олигарх не должен стоять выше интеллектуала. Это искаженное, не подобающее армянской нации общество. Став независимыми, мы многое обрели, но утратили самое важное — нравственность. Одна из причин этого социальная. Социальное положение людей ухудшилось. «Да кто ты такой, какой ты интеллигент, если крохи зарабатываешь!» — такое вот пренебрежительное отношение к людям сформировалось. Изменилась система ценностей. Сегодня самое главное — цветные бумажки, называемые деньгами.
— Главный энтузиаст российского альтернативного рока Александр Скляр сказал: «Если максимально коротко сформулировать суть рока, это бунт человека, рвущегося к свободе в свободном обществе. У нас же до сих пор все рабы. Когда появится новое поколение, которое на генном уровне не будет знать, что такое рабство, тогда, возможно, возникнет у нас и рок-н-ролл». Вы тоже такого мнения?
— Среди армянской молодежи сегодня заметно пробуждение, но число таких пробудившихся пока невелико. Сознание еще не то. Но, разумеется, ситуация намного лучше, чем 10-15 лет назад.
— А рок-музыка? Она тоже пробуждается?
— В последние два года в некотором смысле — да. Во всяком случае, потенциал замечаю. Особенно много выступлений рок-групп произошло за последние несколько месяцев. Поднялась новая волна. Которая, думаю, приведет и к новому качеству — как в музыкальном, так и в идейном смыслах. Мы достигли того, что на «Евровидении» будет выступать «Дорианс». Ведь в содержательном аспекте рок-музыка у нас несколько «кастрирована». Она выражает протест лишь в музыкальном смысле, а вот тексты беззубы. Нет крепкого словца! В нашем роке пока что больше внимания уделяют музыке, чем словам, тогда как слова и музыка должны быть равнозначны. Я сам никогда не пишу тексты в отрыве от музыки. Сначала воображаю некую историю, вокруг которой и сплетаются музыка и слова, описывающие эту историю.
— Что вы думаете по поводу нынешних внутриполитических событий в Армении?
— Меня радует отличие нынешних процессов от тех, что были в 2008-м. Нравственная атмосфера совсем другая — касательно как властей, так и оппозиции. Моя личная позиция такова: с самого же начала, еще с выборов 1991 года, я никогда не отдавал свой голос за действующего президента. Это мой принцип и как гражданина, и как рок-музыканта. А суть этого принципа такова: если даже не произошло смены власти, то голоса таких, как я, будут отрезвлять власть. Власть не должна очень прочно сидеть на своем месте — она должна быть достаточно прочной, чтобы руководить мной, но не до такой степени, чтобы обнаглеть.
— Что вы считаете самым большим недостатком нынешней власти?
— Ее окружение. В России этот вопрос был частично решен, у нас же — нет. В отличие от нашего государства, наш президент не независим, а зависим. Может быть, просто и сам он не хочет обрести независимость, поскольку так удобнее. А может, есть и другие причины, о которых я не ведаю.
— Всегда ли рок означает протест? Всегда ли он на стороне оппозиции, или же может встать и рядом с властью?
— Рок — действительно протест, но не против власти. Разумеется, рок может встать и рядом с властью — в зависимости от того, какой окажется эта власть. Если она не вызывает у нас протеста, мы начинаем протестовать против уличных хулиганов...
— Встречались ли вы когда-либо с президентом? И если встретитесь, вам будет что сказать ему?
— Встречался и не раз. Я думаю, дело не в личностях — это клановая проблема. А с президентом я сегодня поговорил бы о тех проблемах, которые ближе мне самому. Начал бы с культуры и образования, поскольку именно эти сферы оказались у нас в наихудшем состоянии. В нравственном смысле образование и культура могут многое изменить в лучшую сторону. Невежественность не должна превалировать, особенно на телевидении. Следует на государственном уровне стимулировать искусство, прививающее истинные ценности, и для этого никаких денег не должно быть жалко.
— Юрий Шевчук сравнил Россию со спящей красавицей. А с чем бы вы сравнили Армению?
— Армения похожа на старый дуб, который срубили, а от корней пошла новая поросль. Весной следует их подрезать, чтобы дуб вновь стал деревом.
— Тот же Шевчук в одном из своих интервью сказал, что если ты в молодые годы не был революционером, значит у тебя нет сердца, а если в 50 по-прежнему веришь в революцию, значит, лишился и ума... Что скажете?
— Согласен однозначно, хотя я вовсе не революционер, а рок-певец. Я консерватор, сторонник традиционной системы ценностей. Но не сторонник сохранения власти. Но молодой революционер тоже является сторонником сохранения нравственных ценностей — он восстает против безнравственности.
— Может ли рок что-то изменить в мире, в Армении?
— За время своего существования рок изменил уже многое. Думаю, будет новый взлет. В музыкальном мире возник вакуум, и рок должен разорвать его. Каково положение в Армении? За исключением действующих в центре Еревана клубов людям больше негде выступать. Невозможно даже подумать о гастролях по Армении, поскольку это страшно дорого. Нужен государственный подход. Почему человек, живущий в провинции, должен быть лишен возможности слушать рок? Двое из состава нашей группы уже не в Армении, но когда группа начнет полноценно выступать, мы представим Министерству культуры четкую программу — чтобы в обязательном порядке организовывали гастроли по Армении. В сфере культуры не должны царить рыночные отношения. Иначе это уже не культура. Шоу-бизнес не имеет никакого отношения к культуре. Пусть они зарабатывают как хотят, но держатся подальше от Минкульта! Надо пропагандировать качественное искусство — только тогда сериалы утратят свою популярность. Люди пойдут на концерты, а не сядут смотреть сериалы!
— Кто ваши слушатели?
— Наша аудитория постоянно обновляется. Но, конечно, есть у нас и своя постоянная публика. А вообще-то, к сожалению, многие из наших слушателей и поклонников уже не в Армении. Та золотая середина общества, которая называется средним классом, в Армении отсутствует начисто.
.
Лилит ОВАННИСЯН, "Собеседник Армении"