Краткая справка: Джордж Докмеджян – 35-й губернатор штата Калифорния, один из ярчайших политиков США 70-80 годов ХХ столетия. Долгое время занимал пост генерального прокурора штата Калифорния. В 1979 году Джордж Докмеджян был назначен главным советником Рональда Рейгана на президентских выборах. После победы, Рональд Рейган предложил ему пост вице-президента США, однако Докмеджян твердо решил идти на выборы губернатора штата Калифорния. При правлении Докмеджяна армянская диаспора в США превратилось в одну из ведущих лоббистских сил в стране. При непосредственной поддержке Докмеджяна были открыты армянские школы, церкви, культурные и спортивные центры, молодежные лагеря. Во время землетрясения в Спитаке, Джордж Докмеджян сделал официальное обращение ко всем армянам мира объединиться и помочь исторической Родине. В 2004 году губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер назначил Джорджа Докмеджяна председателем комиссии по оздоровлению пенитенциарной системы штата. По опросу среди населения, проводимой The Los-Angeles Times в 2010 году, Джордж Докмеджян был назван самым эффективным губернатором в истории штата Калифорния. За особые заслуги перед армянским народом Джордж Докмеджян награжден высшими наградами Армянского Национального Комитета Америки.

Мой отец был старшим ребенком в семье, у него было два младших брата и три сестры. Мой дедушка был убит турками вместе со старшей сестрой отца. Несколько дней отец вместе с братьями и двумя сестрами прятались в подвале без воды и пищи, а на третий день бежали.
Некоторое время они жили в Иране, потом перебрались в Ливан. Там отец сумел заработать первые деньги, которых хватило на билеты до Нью–Йорка. Там он сумел устроиться рабочим в строительную фирму. Некоторое время спустя, посещая одно из мероприятий армянской общины, познакомился с моей матерью Алисой. Родственники с маминой стороны тоже были убиты в Эрзеруме, ей чудом удалось спастись.
Я родился в самый сложный период – период Великой Депрессии, мой отец тогда уже работал профессиональным фотографом. Мама, как и сотни армянок, работала на фабрике, но не долго, отец позже запретил ей. Надо отметить, что у моей мамы был прекрасный голос и ее часто приглашали петь во время вечеров армянской культуры. Моя сестра Анна рано вышла замуж, со своим мужем Нубаром Аджяном она познакомилась в Лос-Анджелесе.
После учебы я уехал в Калифорнию на работу. Сестра мне рассказывала, как много армян живет в Калифорнии, но я думал, что она преувеличивает. Нет, первый раз сестра ничего не приукрасила. Соседями моей сестры была семья Саатжян, и однажды они зашли к ним в гости. Там я первый раз увидел Глорию и сказал себе: «Она станет моей женой». Родители Глории были весьма консервативными, отмечали лишь армянские праздники. Спустя неделю я осмелился придти к ее отцу и заявить о своих намерениях. Свадьба прошла по старинным армянским традициям, это был самый счастливый день в моей жизни.
С Рейганом я познакомился еще в период его губернаторства в Калифорнии, тогда я занимал пост генерального прокурора штата. Великий был человек, с большим сердцем. Неудивительно, что он стал первым политиком в стране, посетившим мемориал жертвам Геноцида армян в Монтебелло. Когда он баллотировался на пост президента, я был рядом. Но после его победы я решил, что нужно вернуться в Калифорнию. Президент Рейган полностью поддержал мою идею баллотироваться на пост губернатора. Тогда я впервые ощутил любовь и поддержку миллионов армян по всему миру. О моей победе писали в армянских газетах по всему миру и даже в Советской Армении, которая тогда была закрыта по идеологическим соображениям.
В период страшной трагедии – землетрясения в Спитаке я обратился ко всем армянам мира. Мы стали одним единым целым, мы мобилизовали все свои силы, мы не имели права подвести наших соотечественников. В умах и сердцах всех армян мира был Спитак. Должен сказать, что армяне всего мира в очередной раз доказали, что абсолютно не важно как далеко мы находимся от Армении, она в наших сердцах и всегда с нами.
Не знаю, что происходит, но мне никогда не приходилось слышать от армян, что нужно забыть Геноцид, что это было давно, прошло почти 100 лет. Но я глубоко убежден, что забыть Геноцид и не добиваться справедливости – значит открыть путь к новым преступлениям. Мир проигнорировал факт Геноцида армянского народа и получил Холокост. Сегодня мы свидетели актов Геноцида в Камбодже, Руанде, Вьетнаме. Не понимаю, чем руководствуются сторонники того, что преступления должны быть преданы забвению.
.
Источниками послужили: California’s governor reflects on the Armenian genocide — and how it still affects his people’s spirit. The Armenian Project Gala to Honor California Governor George Deukmejian.
.
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas