Краткая биография: Стивен Заиллян – один из самых востребованных сценаристов и режиссеров в Голливуде. Среди фильмов, созданных по его сценариям - «Пробуждения», «Миссия невыполнима», «Ганнибал», «Банды Нью-Йорка» и «Список Шиндлера», за который он удостоился «Оскара». Еще в 2011 году американские СМИ сообщали, что Стивен Заиллян и Стивен Спилберг планируют снять фильм к 100-летней годовщине Геноцида армян. Спилберг и Заиллян планируют провести встречи по поводу фильма с представителями Армянского национального киноцентра. Сообщается, что в фильме снимутся как армянские, так и известные зарубежные актеры.
"Я родился во Фрезно, в армянской семье. Мой отец вместе со своей семьей покинул Ван в 1917 году. Позже, как и десятки тысяч армян, отправился в Америку в поисках новой жизни. Некоторое время он работал официантом в одном из ресторанов Нью-Йорка, ему повезло, он хорошо говорил по-английски. В период Великой Депрессии ресторан разорился, и отец отправился на заработки в Калифорнию.
В городе проживало большое количество армян. Среди американских армян есть даже шутка о том, что Фрезно - «фабрика, производящая известных армян». В каком-то смысле это правда, ведь Вильям Сароян, Кирк Керкорян, Роберт Меграбян и многие другие известные армяне Америки родились и начинали свой карьерный путь в этом славном городе.
Я думаю, что все прекрасно понимают, что произошло в 1915-1923 годах. Просто мир устроен так, что политика никогда не пересечется с моралью и правдой. Самое главное, чтобы мы никогда не забывали, что Геноцид армян – это преступление, не имеющее срока давности. Я не сомневаюсь в том, что справедливость восторжествует, другого быть не может.
Армянская церковь в ту пору сыграла ключевую роль в сохранении национальной идентичности армян. Тогда собираться было больше негде, это сегодня во Фрезно бесчисленное множество армянских организаций и культурных центров. Многие армяне, в том числе и мой отец, в свободное от работы время ходили помогать в церковь. Отец рассказывал, что и священники работали с утра до ночи, не покладая рук.
Родители хотели, чтобы я стал юристом, но у меня не было тяги к этому. Когда мне было 12 лет, я впервые увидел кино и был настолько впечатлен, что каждый день разносил молоко, чтобы к вечеру накопить деньги на кино. В 17 лет уехал учиться в Сан-Франциско. Там и начал писать свои первые сценарии. Помню, как первый раз увидел Рубена Мамуляна, для нас он был настоящей легендой, гений кино. Помню, сразу позвонил родителям и сказал, что я видел самого Рубена Мамуляна. Такие моменты незабываемы.
Моим первым успехом как режиссера и сценариста стал фильм «В поисках Бобби Фишера». Карьера развивалась стремительно. Всего за пять лет я написал и скорректировал более сотни сценариев. Главными своими успехами я считаю сценарии к фильмам «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райна». В обоих случаях я работал с первоклассными режиссерами. А со Стивеном Спилбергом нас уже не один десяток лет связывает крепкая дружба. Я всегда мечтал снять фильм на армянскую тематику, однако, нет предложений, спонсоров. Особенно актуально снять фильм о Геноциде армян именно в Голливуде, чтобы донести до зрителя объективные события того времени.
Меня пригласили для работы над сценарием одной из самых ожидаемых картин года, «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера. Именем Финчера меня, собственно, и заманили на этот проект. Позже Дэвид признался мне, что согласился снимать картину, услышав, что сценарий пишу я. В общем, студийные боссы использовали нас в качестве наживки друг для друга. Голливуд – это бизнес.
Если мне приносят книгу и просят адаптировать ее для кино — для меня это работа. А так читаю, как все. И газету я открываю не потому, что собираюсь ее экранизировать. И когда пишу, никогда не представляю себе реальных актеров. Мне это не нужно. Голоса моих героев приходят ко мне из головы. Поэтому когда я сам ставлю как режиссер, мне очень трудно подобрать актеров на роли. Для меня каждый персонаж девственен. На каждого я составляю список в 20 актеров, и ни один меня не устраивает.
Я не считаю, себя самым лучшим сценаристом Голливуда. Да и никогда к этому не стремился, я всего лишь выполняю свою работу. Для меня главная награда – признание зрителя, его критика. Сегодня в Голливуде много талантливых сценаристов. Я не единственный армянин в американской киноиндустрии, есть еще Деран Сарафян (примеч. режиссер «Доктора Хауса») и Артур Саркисян (примеч. сценарист «Час Пик 1,2,3). У нас немного разные направления, но Деран и Артур – превосходные мастера".
.
Источники: Steven Ernest Bernard Zaillian by Shawn Dwyer, interviews with Steven Zaillian.
.
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas