Ситуация в Ереване идёт по странной амплитуде развития. Экс-кандидат в президенты Раффи Ованнисян, проиграв дело с малообоснованным иском в Конституционном суде, вроде бы пошёл на ультимативные и, одновременно, демонстративные шаги, призванные ещё раз акцентировать на его личности внимание и армянских избирателей, и иностранных государств и их лидеров. Объявленная на Театральной площади голодовка, примкнувшие к нему некие студенты-бойкотчики занятий в своих вузах, довольно систематично созывавшиеся на Опере митинги сторонников экс-кандидата – всё это достаточно привычный для Еревана поствыборный антураж, в этом не было ничего сверхъестественного. А для Раффи Ованнисяна, уже разок садившегося на безрезультатную голодовку протеста, так вообще весь сценарий – именно его привычная среда обитания.
Но с какого-то момента определённые события и слова начали внушать серьёзные опасения из-за того, что подспудно почувствовалось, что за спинами и властей, и лидера и активистов партии «Жарангутюн» стоят одни и те же кукловоды. А это уже опасно – попахивает рецидивами «отпорной» или «розовой революций», хайдака «майдана незалежности» и всё тому подобное. Ведь за истечением лет уже давно и всем известно – советчки-то у «проигрывавших» и у «побеждавших» в Белграде, Тбилиси и Киеве были одни и те же. И даже если кто-то маскировался, что он «человек от Кремля» и т.д., в реалии он представлял (даже при том, что мог быть на самом деле из РФ) определённые круги России, которые сами и давно пляшут под дудку тех самых кукловодов-революционерчиков.
Первый элемент внёс лично экс-кандидат в президенты, объявивший, что просидит на Опере вплоть до 9 апреля, т.е. дня инаугурации переизбранного президента Сержа Саркисяна. Вот что сказал Раффи Ованнисян, выступая на своём митинге 10 марта на Театральной площади, подчеркнув, что Саркисян даст «фальшивую» клятву, положив руку на Конституцию и Библию, и «лишь через его труп». «Пока Серж Саркисян не объявит о самоотводе и не признает победу народа, я останусь на площади Свободы и не буду есть», - сказал он. Раффи Ованнисян добавил также, что намерен провести голодовку до дня Пасхи, 31 марта, но если Саркисян не объявит до этого о самоотводе, то и до дня инаугурации. При этом, как следовало из чуть ли не сразу же завязавшейся между экс-кандидатом и президентом «переписки», в которой оба «героя» то в чём-то друг друга обвиняли, то что-то друг другу «предлагали» и т.д., Раффи Ованнисян ни на секунду ни 10 марта, ни после 10 марта не сомневался, что Серж Саркисян «самоотвод» брать не будет. То есть – Ованнисян фактически принёс присягу перед столь часто упоминающимся им «любимым народом» в том, что останется на Опере именно по 9 апреля. В этих условиях его участие в Великом Посте почти 30 дней в центре Еревана становится объектом – неважно чего, но объектом. И внесение «трупности» в лексику общения с приходящими на митинги – это, вслед за «голоданием» до 9 апреля, становится вторым тревожным сигналом. То есть, экс-кандидат, несмотря на прежнюю лексику о недопустимости каких-то жертв, тем более – «кровопролития», тем не менее, 10 марта уже настраивает народ (который не хуже Раффи Ованнисяна понимает, что Серж Саркисян никакого «самоотвода» экс-кандидату на блюдечке на Оперу не принесёт) на то, что «будет хотя бы его труп» - один погибший, но уже предусматривался примерно месяц назад и лично Раффи Ованнисяном, и теми кукловодами, которые пока предпочитают не особо выпячиваться из-за его спины и даже – предпочитали прятаться за спины рядовых граждан, ходивших на митинги «Жарангутюн».
Увы, вскоре все поняли, что митинговая волна у Раффи Ованнисяна явно послабее будет, чем в 2008 году у тогдашних флагманов внутренней оппозиции. Действительно, достаточно было лишь раз посетить и только один из митингов «Жарангутюн», чтобы понять – лидерам нечего сказать народу. И их цель на митинге – всячески и как можно подольше поддерживать в людях, в их мозгах истерию ожидания. Чего, кого – тоже неважно. Лишь бы продолжали ходить! И лишь бы продолжали хоть чего-то ждать! И всё. Иной сверхцели у организаторов и активистов митингов «Жарангутюн» в марте не было и не могло быть. А за это время Серж Саркисян – раз, и обвинил экс-кандидата во лжи. В ответ Раффи Ованнисян – раз, и тоже обвинил президента во лжи (19 марта). Словом, всё как в очень плохой инсценировке, допустим, неважнецкого сценария даже не президентских выборов и поствыборной напряжённости, а некой вакхической мистерии из древней-древней истории. На любителя – это можно именовать и дионисией, коль скоро культурологически и политически, не говоря уж о религиозной основе, Древний Рим является прямым наследником Древней Эллады.
Если же говорить ещё точней, то происходящее сейчас в Армении больше напоминает даже так называемые Элевсинские мистерии, правда, в сугубо армянском исполнении – то есть с громадными изъянами и при плохих режиссёрах и постановщиках, при плохих актёрах и, что тоже немаловажно, при абсолютно мало что понимающих зрителях, то есть всё тех же несчастных рядовых избирателях Армении. Не будем вдаваться в мельчайшие подробности – выразим уверенность, что ни Серж Саркисян, ни Раффи Ованнисян, ни даже их (одни и те же, как нам кажется) кукловоды толком-то и не знали и не знают, почему они были названы Элевсинскими, и почему они – мистерии, и в чём суть философского изречения «Мёртвый хватает живого», как и суть философского света и философии Платона в частности, как и причина того, что Элевсинские мистерии заключались санскритским словом «Konx Om Pax», и что были даже подозрения, что они похожи на брахманистские мистерии Древней Индии. И когда всё начинаешь сопоставлять, то невольно приходишь к выводу, что в 2013-ом в Армении кто-то решил как бы «совместить» главные элементы Элевсинских мистерий с главными элементами Вакхических или Дионисийских мистерий. Вот тут вкратце придётся кое-что напомнить, коль скоро и «арабские вёсны» на наших глазах развивались в разных странах сугубо в соответствии с требованиями ритуалов Вакхических или Дионисийских мистерий.
В них всё концентрируется вокруг аллегории о юном Вакхе (Дионисе или Загрее), разорванном на куски Титанами. После его убийства куски тела были брошены в воду, потом зажарены и съедены. Только сердце было спасено Палладой (богиней Афиной), и поэтому Вакх вновь смог ожить во всей своей красе. Юпитер, Демиург, разгневанный преступлением Титанов, убил, испепелил их молнией. Пепел их был использован для создания человеческой расы. А в нём содержались частицы Вакха, съеденного Титанами. Таким образом, повседневная жизнь обычного человека, считалось, содержит в себе частицу жизни Вакха. Обращаем внимание: сожгли, зажарили, съели…. ПРИНЕСЛИ В ЖЕРТВУ. Как Невинного Агнеца… Если ещё припомнить, что описанные мистерии были очень схожие с древнеегипетскими Мистериями Осириса и Сераниса, то нам нетрудно будет понять: это принятая форма, формат. Выражения чего-то… Но с намёком на предстоящие воскрешение и обновление.
Сопоставляя всё это с очень многими лозунгами Раффи Ованнисяна, нельзя не заметить: да, его поставили в известность относительно того, каким именно образом будет развиваться его предвыборная, выборная и поствыборная кампании. Правда, глубинные тайны культа дано познать лишь узкому кругу лиц. Ну, на то и есть кукловоды, даже – их хозяева, где бы они ни сидели – в паре-другой иностранных посольств в Армении или даже в паре-другой иностранных столиц. Однако широко известно, что заканчиваться такие мистерии в обязательном порядке должны жертвоприношениями. На ранних стадиях – а также в конце XX и XXI веках, это человеческие жертвоприношения. Надо ли перечислять, кем пожертвовали кукловоды, допустим, на Украине или в Грузии или в бывшей Югославии? Даже в том же Тунисе? Имена этих людей возведены чуть ли не в ранг национальных героев «борьбы с диктатурой».
На поздних стадиях объектом жертвоприношений были те или иные животные, которых после принесения в жертву… зажаривали и съедали. Прямо как истерзанное Титанами тело юного Вакха-Диониса.
Однако вернёмся к ситуации в Армении. Внезапно 21 марта представители Раффи Ованнисяна заявили, что «не все мосты сожжены», и возможности найти решение в результате переговоров между властью и оппозицией Армении ещё имеются. 22 марта голодающего посетил один из «прикладных» кукловодом – посол США в Армении Джон Хефферн. После этого Раффи Ованнисян представил некие «новые требования» президенту. 27 марта «конфликтующие стороны» отметились заявлениями, что предложения каждой из сторон своим оппонентам «остаются в силе». Через 2 дня Раффи Ованнисян предупредил своих сторонников, что до 9 апреля он не останется в голодовке и выйдет из протестности ровно 31 марта в день Пасхи, что он и сделал. «Я был готов умереть, но предпочту жить во имя будущего нашей родины», - вот пафосные, как всегда, слова экс-кандидата от 29 марта. После прекращения голодовки, по его словам, борьба продолжится до 9 апреля, Ованнисян намерен в течение всей недели посещать регионы страны и встречаться со своими сторонниками. А 5 апреля в Ереване состоится очередной митинг, на котором лидер «Жарангутюн» расскажет о визитах и своих планах на будущее. И уже 1 апреля (странно, что он не подумал о малости – это ж день «никому не верь»!) на встрече с журналистами в Горисе Раффи Ованнисян внеазпно говорит, что не считает, что его переписка с президентом Сержем Саркисяном зашла в тупик. Однако он снова заговорил о «своём трупе» - что он готов ценой своей жизни достичь некого единства, «национального объединения» непонятного формата. Ведь, в сущности – ну кто он такой для истории современной конкретно и именно Армении, чтобы претендовать на роль «национал-объединителя»?! Никто. Всего лишь один из экс-министров иностранных дел. Который, к тому же, слишком краткое время пробыл на этой должности, чтобы чем-то серьёзным отметиться. Всё остальное – лишь имиджмейкерство. Сплошной пиар.
Слава богу, что «Остапа в раже понесло» не слишком далеко, и Раффи Ованнисян уже на немногочисленном митинге в Сисиане (увы, тоже 1 апреля) набрался просто мужества и заявил, что граждане не должны ожидать, что он станет их спасителем, поскольку, как он уверен, «времена спасителей прошли, и настал час граждан Армении». Это многозначительная оговорка, ибо всю свою предвыборную кампанию Раффи Ованнисян проводил несколько в ином ключе и на все вопросы предлагал отвечать фразкой «Это возможно!», прекрасно понимая, что от него, как, впрочем, и от остальных шести или пяти тогдашних кандидатов в президенты рядовые избиратели ожидают именно СПАСЕНИЯ. И Раффи отвечал им своим главным лозунгом: «Это возможно!», и нация воспринимала (по крайней мере, та её часть, которая решила поверить беспрограммной предвыборной кампании Ованнисяна) это фразу как ответ на вопрос: «Спасение? Возможно». Но в апреле Раффи Ованнисян говорит: «Я не спаситель, не ждите».
Во-первых, встаёт вопрос – коли ты не спаситель, то зачем ты нужен народу и стране? Ведь ты не выиграл, по крайней мере, этих выборов. Неважно кто выиграл – Раффи не выиграл. По разным резонам! В том числе и потому, что представители «Жарангутюн», в тех избирательных комиссиях, где они были или где их интересы представляли представители от иных сил и т.д., чётко подписали все протоколы. У «Жарангутюн» нет ни одного не подписанного протокола, хотя бы по одному избирательному участку. И, думается, Конституицонный суд, когда стоял перед выбором – каким должен быть вердикт, не мог не учесть данного обстоятельства. Об этом хорошо известно не только Раффи Ованнисяну и его команде, но и Сержу Саркисяну и всем «лагерям» внутри правящей Республиканской партии Армении.
А, во-вторых, возвращение лидера «Жарангутюн» к фразеологии о «цене его жизни», как и официальные заявления членов его команды от 25 марта о том, что-де имела место попытка покушения на жизнь Раффи Ованнисяна, к сожалению, заставляет вернуться к идее об использовании в сценарии поствыборных процессов в Армении того самого некого симбиоза ритуалов Элевсинских и Вакхических (Дионисийских) мистерий. Итак, Раффи Ованнисяну, его сторонникам и кукловодам, прячущимся за его спиной, всё-таки НУЖНА ЖЕРТВА В АРМЕНИИ. Он, правда, говорит о себе. Но для того ли его выводили (а, может быть, лично господин Хефферн?) из режима голодовки на Опере, чтобы он шёл на самопожертвование или к нему «подослали» бы покушавшегося?! НЕТ.
Кукловодам понадобилась ИНАЯ ЖЕРТВА. Жертвенный, но Невинный Агнец. Допустим, как тот несчастный уличный торговец из Туниса, с коего началась ваххабизация Туниса под руководством тандема США-Израиль… Быть может, кукловоды и Раффи Ованнисян прямо сейчас, перед 5 апреля, перед митингом, окончательно согласовывают кандидатуру на роль этого Жертвенного Невинного Агнеца. У них ещё есть запас времени. Ведь инаугурация назначена на 9-ое, в СКК. И, как свидетельствуют слухи, если там что-то президент Серж Саркисян не «уступит» лидеру «Жарангутюн», то и он проведёт инаугурацию – «свою» инаугурацию, на Опере, перед «любимым народом». Не хватает лишь Жертвы. После которой после «своей» инаугурации и тоже 9 апреля, Раффи Ованнисян и может рискнуть двинуть толпу (численность не имеет значения) на некие «штурмы». А те, кому надо, уже давным-давно ждут этих часов, минут, возможно, давно уже завербованные в добровольные волонтёры-«революционеры». Кому не известно? Помимо возмущённых и «спонтанных» масс, на всех этих кукловодческих революциях, начиная с белградской «отпорской» революции, всегда присутствуют штурмовики, загодя подготовленные, как правило, американскими инструкторами-«учителями демократии». Правда, после югославской трагедии грузин, например, натаскивали уже и сербские «отпоровцы». Кто же натаскивал возможных теневых армянских штурмовиков-«революционеров» - не столь даже важно, грузины или сербы, американцы или украинцы. Разве ж в этом суть?!..
Говорят, в средние века в Европе эти самые Элевсинские и Вакхические (Дионисийские) мистерии разыгрывали в более понятном для плебса ключе. «Избирался» временный король, которому давалось право на всё, кроме права на объявление войны. Ему прислуживали, угождали, поставляли лучшую еду и лучших женщин, пресмыкались перед ним и т.д. Но ровно сутки! Правда, в некоторых местах следовали древней традиции – на недельку, на 9 дней и т.д. А вот потом… Он приносился в жертву. Умерщвлялся. Помните, как император Нерон, поджарив свой любимый Вечный город, затем устроил Вакханалии, сжигая в качестве жертвы сотни первохристиан? В этих мистериях главное, что в конце – жертвоприношение. И – якобы, очищение, обновление. В этом суть.
У нас в Армении – нечто такое. Два «короля», один признанный, второй – «самопровозглашённый», причём оба они, соответственно, себя считают законным, а оппонента – «самопровозглашённым». Однако же 9 апреля назначена «развязка» ситуации. Следовательно, время Жертвоприношения, которое завершит Вакханалию, неумолимо приближается. И состоится ли это 5 апреля на митинге «Жарангутюн» на Театральной площади Еревана или, что ещё более кощунственней, 7 Апреля, в день Материнства и Женской красоты – это нюансы, которые дадут нам понять, насколько грязен и изощрёнен ум этих кукловодов-святотатцев. Апрель ведь – особый месяц для Мирового Армянства, в этот месяц, будь ты 1000 раз ещё более святой Раффи Ованнисян, просто не имеешь права на болтовню о власти для себя или «для Раффи и народа». Ибо апрель – месяц скорби и памяти. А не борьбы за власть. Но американские друзья Раффи Ованнисяна тем и известны в мире, что постоянно, то у одного народа, то у другого, пытаются стереть историческую память. Увы, и некоторые околопрезидентские круги также подвержены влиянию американских кукловодов, любящих издеваться над исторической памятью народов мира. В этом главная опасность для Армении и армянской нации – если интересы обоих лагерей, руководящихся одними и теми же кукловодами, совпадают, и акт Жертвоприношения во имя Завершения Вакханалии президентских выборов в стране неизбежен, потому что на это работают с обеих сторон…
.
Сергей Шакарянц, эксперт по региональным политическим вопросам Закавказья