Вчера состоялся созванный Раффи Ованнисяном форум, на котором было заявлено о создании Гражданского альянса «Новая Армения». Но самое главное – Раффи Ованнисян заявил о необходимости создания в Армении гражданских организационных ячеек.
О необходимости создания своеобразных «революционных комитетов» говорилось и сразу после выборов, на волне массового протестного движения. Тогда было заявлено, что протестное движение не достигло победы потому, что не имело организационных структур на местах. Поездки Раффи по регионам были призваны, в принципе, прозондировать почву и создать основы для появления этих комитетов.
На следующей неделе Раффи Ованнисян опять поедет по регионам. Видимо, будет сделан переход от патетики к конкретной организационной работе. Потому что уже очевидно, что митинговая практика лишь на время концентрирует определенное количество людей вокруг какой-то задачи, а основная часть народа остается вне процессов.
Общенациональная гражданская сеть при правильной организации может стать армянским ноу-хау. В мире организационную роль в обществе выполняют, как правило, профсоюзы, различные гражданские организации, ставшие политическими, как, скажем, «зеленые», а также, естественно, социальные сети. Но уже и в западном мире стали появляться гражданские движения вокруг определенной идем, как, скажем, движения против легализации однополых браков во Франции.
В Армении нет профсоюзов, нет и других структур, по которым могла бы передаваться организационная информация. Партии, которые, по идее, должны осуществлять эту работу, во-первых, крайне малочисленны, а во-вторых, слишком ангажированы и неповоротливы.
Если вдруг будет сделан призыв, скажем, к гражданскому неповиновению, он просто не достигнет большинства народа. И даже если достигнет, народу придется спонтанно решать свои задачи, а это, как правило, неэффективно.
Отсутствие организационной сети явно проявилось 9 апреля, когда даже несколько тысяч человек оказались вдруг потерянными, потому что не оказалось цепочки, которая позволяет принимать решения и действовать.
Удастся ли Раффи Ованнисяну создать национальную гражданскую сеть? Какие задачи он будет перед ней ставить? Какие вообще задачи могут быть поставлены перед гражданской сетью, если речь идет не о революции?
Очевидно, что задача может быть одна – неподчинение незаконным и антигосударственным решениям. Поскольку в стране, где народ пока не может формировать власть и отзывать ее, единственным способом давления является неподчинение незаконным решениям.
В экологической и градостроительной сфере это уже происходит, и ярким тому примером является Сквер Маштоца. Остается перевести этот тренд на другие сферы.
Наира Айрумян, "Лрагир"