Широко известно, что единственным залогом выживания и прогресса маленьких народов – является сильная идеология. Прежде всего, обозначим дефиницию данного термина. Итак, в классическом смысле, идеология – это целостная совокупность идей, взглядов, концепций развития комплексного национального потенциала и всех его составляющих, которая придает общую направленность в духе национальной идеи целостному комплексу проектов. Можем ли мы говорить о том, что у армянского народа существуют общие «целостные идеи» и концепция развития национального потенциала? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Сегодня армянская диаспора является одной из крупнейших и старейших в мире. Вследствие первого геноцида XX века, выжившие армяне были вынуждены покинуть свои дома. Классическая диаспора сформирована и объединена на концепции исторической памяти, на идее справедливого суда, возвращении своих исторических земель. Современная диаспора является результатом распада Союза Советских Социалистических Республик, за которым последовал экономических кризис и кровопролитная война за Арцах. Большинство советских армян были воспитаны в традициях узкого национального исторического вакуума. Коммунизм подавлял любые зародыши отдельных национальных концепций, заполняя этот вакуум материализмом.
Вопрос борьбы за международное признание факта Геноцида армян в Советской Армении был закрыт, как и вопрос об исторической справедливости. В этом также нет ничего удивительного, ибо не без определенной роли советских властей большая часть исторической Армении оказалась в руках Турции, которая грамотно «развела» все стороны, как армян, так и коммунистов. Нет сомнений в том, что советская власть в период Второй Мировой войны не раз кусала себе локти, узнав о том, что бывший «ближневосточный брат» стал союзником Фашистской Германии. Представители же армянской диаспоры Запада, который был главным идеологическим противником СССР, уже с 50-х годов активно лоббировали интересы вопрос признания факта Геноцида армян.
Существует гипотеза о том, что образование независимой Республики Армения и освободительная война за Арцах консолидировали всех армян мира. Данная гипотеза ошибочна, ибо армянские организации по всему миру всегда поддержали тесные контакты со своей исторической Родиной, несмотря на идеологическую "закрытость". В период Второй мировой войны, армяне из разных стран собирали огромные средства, которые передавались Советскому Союзу. В период землетрясения в Спитаке, армянская диаспора сыграла ключевую роль, как в организации помощи, так и в преодолении всех последствий. Арцах – всегда занимал особе место в сердцах армян по всему миру. Начиная с 1917 года, по всему миру создавались армянские организации и мощные лоббистские институты. Армянские молодежь всегда активно вовлекалась в общие дела. Влиятельные представители общин оказывали поддержку талантливым юношам и девушкам в получении престижного образования и дальнейшее трудоустройство. И не возникало никаких трудностей в смене поколения руководителей национальных институтов.
Нет сомнений и в том, что представители классической Диаспоры всегда осознавали тот факт, что борьба армянского народа за свое историческое наследие неминуема, и они должны быть к этому готовы. Нет необходимости говорить, о том, какую роль сыграли армяне Диаспоры в окончательной победе Арцаха. Диаспора также стала ключевым звеном в укреплении позиций независимой Армении. А многочисленные представители бизнес-элит со всего мира открывали различные фонды в поддержку молодой республики. Казалось бы, что, наконец, появилась идеология, которая объединит армян всего мира. Основой этой идеологии должна была стать концепция объединения вокруг независимого армянского государства. Независимость – это бесценный дар, который необходимо ценить и уметь использовать на благо собственного народа. Получилось все наоборот, Армения не смогла стать объединительным центром, в котором каждый армянин сможет найти свое место. И, если раньше, независимая Армения – была мечтой для представителей диаспоры, то теперь она стала не более, чем туристическим центром. Ведущие армянские лоббистские организации рассматривают поддержку Армении и Арцаха как "одну" из задач, что говорит о том, что до сих пор нет того моста, который объединит все "полюса" армянского мира.
Рассмотрим один яркий пример. Многие задаются вопросом: "Как маленький еврейский народ сумел добиться таких успехов на мировой арене"? "Как удалось превратить небольшой клочок пустыни в одну из ведущих политических, экономических и научных центров мира"? Ответ на самом деле очень прост. На одной из конференций, посвященных Ближнему Востоку, я задал эти вопросы профессору Лондонского университета Колину Шиндлеру, который так ответил: «Секрет не в том, что евреи умнее или изобретательнее других, секрет не в религии, ибо далеко не все евреи верующие. Дело в том, что у евреев есть один Израиль, другого нет, и не будет. Такой маленький народ не может позволить себе, чтобы его государство в чем-то нуждалось, чтобы оно находилось в опасности, чтобы там была анархия и беззаконие. Каждый еврей несет ответственность за Израиль, где бы он ни находился. Кроме того, евреи очень четко осознают роль молодежи, роль потенциала, который должен быть использован на благо Израиля. Наличие влиятельной диаспоры – это лишь инструмент для обеспечения внешнего влияния Израиля. В любом случае, самое главное – это Израиль».
Можем ли мы говорить о том, что каждый армянин несет ответственность за то, что происходит в Армении? К сожалению, армянский народ привык жаловаться на экономические условия, на власть, вне зависимости от того какая она, но армянский народ до сих пор не осознал свою роль и свою миссию. Один словом, ни психологически, ни политически оказался не готовым принять все "прелести" независимости. Именно поэтому среди некоторых масс идут ностальгические разговоры формата "Back in the USSR". Армяне диаспоры до сих пор не имеют общего форматированного и унифицированного органа, также, как и не существует четкого формата взаимоотношений Армения-Диаспора. Будем до конца честными и скажем, что сегодня официальный Ереван рассматривает Диаспору лишь в контексте сырьевого придатка. В итоге армянские полюса существуют отдельно друг от друга. Армянские общины на Западе объединены вокруг идеи борьбы за признание факта Геноцида армян, армянские общины на пост советском пространстве стоят на трех китах: праздники, танцы и редкие собрания. Узкое понимание общенациональных идей и пассивность организаций не позволяет выйти армянству из стадии глубокой стагнации.
Однако, несмотря на большое количество проблем, армянское лобби Запада начинает переосмысливать свою деятельность, происходят преобразования не только структурные, но и идеологические. В последнее время ведущие армянские организации в Европе и Америке сконцентрированы на внутренних и внешних проблемах Армении и данный факт не может не радовать. Более того, новое поколение постсоветского армянства также находится на пути переосмысления и прогресса, и отдельные организации и движения уже добились определенных успехов. Путь предстоит долгий и сложный, но молодежь начинает осознавать свою роль, роль главного связующего звена между настоящим и будущим. Более взрослое поколение должно осознать эту роль, оказать всяческую помощь и поддержку. Самое главное, чтобы идеологические изменения Диаспоры отражали не доктринальные подходы отдельных партий, а общие парадигмы укрепления нашей общей исторической Родины - Армении. Новое поколение должно быть объединено вокруг единой идеологии – концепции развития Армении, как единственного центра армянского мира. Говоря словами профессора Шиндлера на свой лад: «Армения у нас одна, другой нет и каждый армянин, где бы он не находился, должен осознать свою ответственность перед ней».
.
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas