Во время слушаний в Комитете по иностранным делам Палаты представителей, действующий государственный секретарь США Джон Керри заявил, что Турция является «конструктивным региональным игроком в ближневосточном мирном процессе, сирийском кризисе, а также Нагорно-Карабахском конфликте и кипрской проблеме». Дословно Керри заявил следующее: «Посредством регулярных переговоров с Вашингтоном, Анкара содействует нам в урегулировании двух замороженных конфликтов – Нагорно-карабахского и Кипрского. Я думаю, что Турция будет конструктивным игроком в этих вопросах, и мы надеемся на поддержание этих конструктивных связей с Анкарой»

После данного заявления последовала немедленная реакция армянских лоббистских организаций. В частности, исполнительный директор Армянского Национального Комитета Америки Арам Гамбарян отметил: «Это все равно, что подливать масло в огонь. Несмотря на растущую антиармянскую политику Турции, госсекретарь Керри заявил в своем выступлении перед Комитетом по внешним отношениям, что Анкара может сыграть «конструктивную роль» в урегулировании «замороженного конфликта». Нет сомнений в том, что представители армянских организаций Америки связывали с Джоном Керри большие надежды, однако они понимали, что Керри – сенатор и Керри – госсекретарь – это два разных человека. Американская политическая философия никогда не зависела от конкретных личностей, и не должно быть иллюзий в том, что Джон Керри подстроит всю американскую внешнюю политику под интересы локальных групп.
Это стало ясно еще во время слушаний по утверждению сенатора Керри на пост главы Госдепа. 1 февраля 203 года сенатор Роберт Менедес напомнил о том, что Джон Керри, как представитель Сената, поддержал представленную в Конгрессе резолюцию «О признании факта Геноцида армян». На вопрос Менедеса о том, будет ли Керри и дальше придерживаться последовательности в данном вопросе, последний ответил: «В случае утверждения на посту госсекретаря, моей обязанностью будет объективное представление политики президента и его администрации. Если я буду утвержден на посту госсекретаря США, то продолжу способствовать тем усилиям, которые будут направлены на урегулирование армяно-турецких отношений, а также установлению мирных, плодотворных и процветающих отношений между двумя странами».
ТУРЕЦКОЕ ЗВЕНО БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ США
Администрация Барака Обамы проводит политику ослабления лоббистских структур. Напомним, что первый раз в современной американской истории, израильское лобби не смогло заблокировать неугодную для себя кандидатуру Чака Хейгеля на пост министра обороны. О том, что Турция является одним из ключевых звеньев ближневосточной политики США, стало ясно во время посещения президентом Обамой Израиля. После данного визита, премьер-министр Беньямин Нетаньяху провел телефонный разговор со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом и принес официальные извинения "за любые ошибки, которые могли стать причиной" гибели девяти турецких активистов, при перехвате в 2010 году израильскими ВМС "Флотилии свободы" — шести судов, шедших на прорыв блокады сектора Газа. Во время беседы лидеры договорились о нормализации отношений между странами, включая возвращение послов.
Сегодняшняя значимость Анкары продиктована сирийским кризисом. Широко известно, что именно в Турции находятся лидеры оппозиционного движения и именно на военных базах Анкары идет подготовка и вооружение боевиков. Кроме того, именно Турции отведена роль главной скрипки в возможном вторжении в Дамаск. И нет ничего удивительного, что Вашингтон не только не станет раздражать Анкару, но и сделает все необходимое, чтобы турецкий истеблишмент в полной мере почувствовал всю свою значимость. Нет секрета и в том, что именно после давления США через Израиль лидер курдского движения Абдула Оджалан призвал своих соотечественников прекратить вооруженную борьбу.
Для того, чтобы угодить Анкаре, официальный Вашингтон не только позволяет себе заявления о «конструктивной роли Турции» в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, но и предложения о сокращении финансовой поддержки Республики Армения на 38%. Единственным препятствием является армянское лобби, представители которого без сомнения заблокируют данную инициативу, о чем прекрасно знают и в администрации президента Обамы. Именно поэтому подобное предложение является лишь символичным посланием, которое приятно турецкому уху. Кроме того, уже принята резолюция о сохранении паритета в плане предоставления военной помощи Армении, из которых на международное военное образование и стажировку предусмотрено 600 тысяч долларов, а внешнее военное финансирование 2 млн. 700 тысяч.
ПОЧЕМУ МОЛЧИТ АРМЕНИЯ?
К сожалению, официальный Ереван «молчит» и не предпринимает никаких конкретных шагов в данном направлении. Довольно символично, что в последнем докладе Госдепа США не только критикуется нарушение прав человека в Армении, но и прослеживаются неприменимые формулировки относительно нагорно-карабахского конфликта: «сепаратисты при поддержке Армении продолжают контролировать Нагорный Карабах и семь районов Азербайджана». Кроме того в докладе нет ни слова о помиловании и героизации азербайджанского преступника Рамиля Сафарова. Данный факт в очередной раз продемонстрировал абсолютную беззубость армянского МИДа.
«Поскольку власти Армении на протяжении последних лет практически лишь молча «глотали» подобного рода формулировки, это сформировало определенный статус-кво по вопросу использования этих формулировок. Поэтому Госдеп спокойно включает эти формулировки в свой доклад, будучи уверенным, что власти напрямую против этого не выступят с критикой, и не будут требовать иного подхода. А вы когда-либо после августа прошлого года когда-либо слышали, чтобы армянские власти поднимали вопрос Сафарова? После всей этой ситуации власти и околовластные деятели страны пытались представить этот провал армянской дипломатии в ином ракурсе, заявляя, что подобными действиями Азербайджан поставил себя в сложное положение и что эти действия являются «подарком» для армянской стороны. Сейчас бы я хотел спросить, где этот «подарок», если такая авторитетная структура, как Госдеп США, не упоминает этот случай в своем докладе. Где работа армянской дипломатии? Когда в сентябре прошлого года мы поднимали этот вопрос, справедливо обвиняя МИД в немощности, невежестве и бездействии, они нам говорили, что все это обернулось против Азербайджана, что Азербайджан оказался в сложном положении. Я не понял, это сложное положение должно было продлиться один день?» - заявил секретарь партии «Наследие» Степан Сафарян.
Каждый провал армянской дипломатии наносит страшный удар по деятельности армянского лобби. После подписания армяно-турецких протоколов заморозился процесс международного признания факта Геноцида армян, впервые в истории ни один кандидат в президенты не затронул тему армянского вопроса, который был неотъемлемой частью любой предвыборной кампании, начиная с конца 60-х годов. И сегодня армянским организациями по всему миру приходится прилагать максимум усилий не только для решения общенациональных задач, но и для исправления ошибок официального Еревана. Удивительны ли после всего этого заявления госсекретаря Джона Керри?
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas