Выборы мэра Еревана, вероятно, приведут к закреплению лидирующего положения правящей в Армении Республиканской партии. О перипетиях выборов столичного градоначальника, о том, почему кандидату, не знакомому со спецификой особого «расклада сил» в Ереване, никогда не стать во главе этого города, рассказывается в материале нашего корреспондента.
В Армении 5 мая пройдут выборы в Совет старейшин Еревана, который затем изберет мэра столицы. В выборах участвуют партии Республиканская партия Армении (РПА), «Процветающая Армения» (ППА), «Армянский национальный конгресс» (АНК), «Оринац еркир», АРФ Дашнакцутюн, «Миссия», а также партийный блок «Здравствуй, Ереван», ядро которого составляет партия “Наследие”, чей лидер Раффи Ованнисян занял второе место на президентских выборах 18 февраля.
Партиям предстоит преодолеть на выборах 6% барьер, а блоку «Здравствуй, Ереван» – 8%.
Один на всех и все на одного
Правящая РПА постарается сохранить за собой управление столицей, и ее список возглавляет действующий мэр Тарон Маркарян (сын покойного премьер-министра Андраника Маркаряна). Возможная победа позволит РПА победоносно завершить избирательный цикл, длящийся уже год, и спокойно готовиться к следующему, который начнется в 2017 году с выборов в Национальное собрание.
В этом цикле РПА уже одержало несколько побед: на парламентских выборах в мае прошлого года, на выборах в органы местного самоуправления в сентябре, и на президентских выборах в феврале.
В пользу Маркаряна – то, что он в отличие от большинства своих соперников, которые являются скорее политическими деятелями, чем управленцами, имеет большой опыт управления городским хозяйством (лишь у возглавляющего список АНК Ваагна Хачатряна есть подобный опыт), а также хорошее отношение народа к нему и его покойному отцу.
При этом, больше всего действующему мэру на выборах мешает то, что он является представителем правящей партии. В обществе есть сильное недовольство властями, нынешней тяжелой социально-экономической ситуацией в стране, выхода их которой не видно, и все это недовольство переносится на Маркаряна, хотя он и проявил себя, как неплохой менеджер, как во время руководства городом, так и до этого – столичным округом Аван, откуда он родом.
А пока избирательная кампания ведется под девизом “все на одного”, и все политические силы, участвующие в выборах, естественно, выбрали в качестве главной мишени своей критики действующего мэра, видя в нем корень всех проблем города. Даже коалиционная партия “Оринац еркир” иногда позволяет себе критиковать власти города.
Сам мэр свел к минимуму свое общение с прессой, концентрируясь лишь на проблемах города и пытаясь не дать вовлечь себя в дискуссии о политической и экономической ситуации в стране, чего очень хотят некоторые оппозиционные деятели и СМИ.
Комплекс “вечно второго”
По всей видимости, главным конкурентом РПА на выборах, как и в ходе всего этого избирательного цикла, будет партия “Процветающая Армения”, возглавляемая одним из крупнейших армянских олигархов Гагиком Царукяном.
Партия уже занимала “почетное второе место” на выборах в парламент, в органы местного самоуправления, а также отказалась от участия в президентских выборах.
Отказ от участия в президентских выборах может здорово аукнуться как ППА, так и ведущим оппозиционным силам (АНК, Дашнакцутюн), ведь у обывателя сразу же возникает вопрос – что изменилось в стране, если в феврале они были уверены в фальсификации исходов выборов, а через месяц они уже готовы бороться за пост мэра и уверены в своей победе.
В случае с ППА к этому добавляются и непрекращающиеся споры о том, действительно ли партия намерена составить конкуренцию РПА, или это просто “игра в оппозицию” с целью увести голоса у настоящей оппозиции. Ведь партия пока официально не заявляла о своей принадлежности к оппозиции, уклоняясь от этого под непонятной формулировкой, что она является альтернативой как властям, так и оппозиции.
И не случайно возглавляющий список партии на этих выборах экс-глава МИД Армении Вардан Осканян, имеющий радикальные взгляды и довольно натянутые отношения с действующими властями, считает, что ППА должна открыто провозгласить себя оппозицией.
“Эффективная оппозиция возможна лишь в тех условиях, когда политическая сила или силы не закрывают все двери для диалога с властями, и в тоже время не согласовывают за кулисами каждый свой якобы оппозиционный шаг с властями. Сегодня с учетом политической ситуации в стране и возможного развития во внутренней политике в ближайшие годы, и в особенности с учетом того, что “Процветающая Армения”, не провозглашая себя оппозицией, взяла на себя эту роль, я считаю (это мое личное мнение), что ППА должна к началу осенней сессии парламента сменить свой статус и провозгласить себя оппозиционной партией. Уверен, что от этого выиграют страна, политическая система и гражданин”, – написал он на своей странице в Facebook.
Особо стоит остановиться на личности самого Осканяна – будучи родом из Алеппо, и работая в МИД-е, он не очень понимает специфику армянских выборов, и не обладает опытом работы с местными авторитетами, благодаря которым РПА и ППА, в основном, обеспечивают свои результаты на выборах. Вероятно, лидеру партии Царукяну придется взять на себя эту работу в ходе предвыборной кампании.
В свою очередь, пресс-секретарь ППА Тигран Уриханян и секретарь парламентской фракции Наира Зограбян вынуждены все время открещиваться от связей своей партии и ее лидера с властью, а также опровергать информацию об идущих между РПА и ППА переговорах по поводу вхождения последней в правящую коалицию.
При этом Уриханян отметил, что ППА готова сотрудничать со всеми политическими силами, с которыми у нее нет идейных, нравственных и других противоречий. “Главное, чтобы это исходило из интересов народа», – подчеркнул он.
Пока же власти “тактично” намекают Царукяну, что может его ждать, в случае, если он все же решит стать настоящей оппозицией. Так 24 апреля, когда лидер ППА посетил мемориальный комплекс жертв Геноцида армян “Цицернакаберд” и возложил цветы к Вечному огню, при выходе из комплекса полицейские не позволили Царукяну спуститься по дороге, предусмотренной для членов правительства и депутатов, где был припаркован его автомобиль, предложив спуститься по общей дороге вместе с народом.
Удивленный подобным отношением Царукян спустился по общей дороге, но с полпути обошел полицейских и продолжил путь по дороге, предусмотренной для депутатов и членов правительства.
Борьба за лидерство в оппозиции
В свою очередь, в оппозиционном поле идет борьба за лидерство между “Наследием” и АНК, которые вместе с Дашнакцутюн, а также ППА борются между собой за голоса протестного электората.
При этом, по мнению экспертов, лидером в оппозиционном поле является ППА. “Самое страшное, что сегодня в Армении есть, это то, что олигархия уже захватила оппозиционное поле, и захватила его ППА. А то, что ППА – не оппозиция, это она также признает, более того, она – власть. Здесь двух мнений быть не может, по всем параметрам, ППА – была и остается властью”,- считает бывший член АНК, директор Центра политических и правовых исследований «Concord» Давид Шахназарян.
В этой связи “Наследию” приходится подвергать критике не только РПА, но и, по ее мнению, квазиоппозиционную ППА, обвиняя ее в том, что она после выборов пойдет на сделку с властями. «Те политические силы, которые сегодня надевают маски оппозиционеров и хотят украсть ваши голоса, впоследствии продадут их РПА, чтобы получить посты общегосударственного значения. Сейчас идут торги – 4 портфеля, 5 портфелей…Это зависит от того, сколько голосов им удастся у вас украсть. Они крадут у вас голоса, чтобы затем обменять их на портфели», – заявила один из видных деятелей “Наследия” Анаит Бахшян.
Она также отметила, что «оппозиционная политическая сила – это та сила, которая никогда не состояла в какой-либо коалиции и не готовится войти в нее».
В свою очередь, АНК обвиняет ‘Наследие” и ее лидера в том, что они завели в тупик протестное движение после президентских выборов в феврале.
Что касается Дашнакцутюн, то представители партии заявляют, что они готовы объединиться с другими оппозиционными силами после выборов в Совет старейшин. «Элементарная логика подсказывает, если оппозиция наберет большинство голосов по итогам выборов в Совет старейшин, ей следует объединиться для избрания оппозиционного мэра», – отметил секретарь парламентской фракции Дашнакцутюн Агван Варданян, исключив вероятность сотрудничества с властями после выборов.
При этом он добавил, что политическая партия, которая будет препятствовать такому объединению, независимо от того, как она себя позиционировала до выборов, автоматически будет рассматриваться как сила, «играющая на стороне власти».
Эксперты и соцопросы о выборах
Большинство экспертов считают, что РПА и ее кандидат Тарон Маркарян являются фаворитами предстоящих выборов. «Республиканцы показали свои мускулы и на парламентских, и на президентских выборах, и у меня нет никаких оснований полагать, что эти серьезные мускулы исчезнут куда-то за пару недель до выборов»,- заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.
Он отметил, что прошедшие за последний год парламентские, местные, а также президентские выборы показали, что сейчас оппозиция не в состоянии конкурировать с РПА.
Соцопросы, проведенные за неделю до выборов подтверждают слова Искандаряна. Так, согласно соцопросу армянского представительства GALLUP International Association, более 57% ереванцев вновь хотят видеть на посту мэра действующего градоначальника Маркаряна.На втором месте – представитель ППА Вардан Осканян с 5.9% голосов, а на третьем возглавляющий список “Оринац еркир”, глава МЧС Армен Ерицян– 3,8%.
За ними идут Армен Мартиросян (блок «Здравствуй, Ереван») – 3,7%, Ваагн Хачатрян (АНК) – 2,3%, Армен Рустамян (Дашнакцутюн) – 1,8%, Гурген Арсенян (Процветающая Армения) – 1,7%», а замыкает список с 0,1% Месроп Аракелян (партия «Миссия»).
Вместе с тем, достаточно высокий процент опрошенных – 17,9%, затруднились или отказались отвечать.
Отвечая на вопрос, за какую партию или блок вы бы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, 41,5% респондентов назвали РПА. За ППА проголосовало бы 14,5% опрошенных, за блок “Здравствуй Ереван” – 7,9%, за партию “Оринац еркир” – 3,7%, за Дашнакцуцюн – 3,1%, за АНК – 2,9%, за партию “Миссия” – 0,3%. Более 26% опрошенных затруднились или отказались отвечать.
Айк Халатян, http://kavpolit.com/