Начало по ссылке - http://www.yerkramas.org/2013/03/01/nekotorye-zametki-otnositelno-segodnyashnej-armenii/
* * *
Кроме знания родного языка обязательным условием патриотизма является знание родного края. Еще Хачатур Абовян каждую неделю водил своих учеников в походы, в основном в ущелье реки Раздан. По дороге он им объяснял виды растений и трав, в ущелье же они перекусывали.
В заметках о Японии разных авторов обязательно говорится о многочисленных группах школьников, которые с учителями ездят во все концы Японии с целью ознакомления с родиной. В независимой Армении на этот вопрос не обращают должного внимания. Нужно детей со школьного возраста знакомить со своей страной, с ее достопримечательностями, с ее музеями. Нужно прививать также любовь к родной природе. В советское время во многих школах были фруктовые сады, за которыми ухаживали дети. Нужно возродить эту традицию. Дети в холодные и голодные годы видели только, как рубили деревья, поэтому они при виде деревьев ломают ветки, срывают листья. Если с детства они привыкнут ухаживать за деревьями, то это пренебрежительное отношение к зеленым насаждениям постепенно пройдет.
Теперь царит только иждивенческое отношение к Армении, недаром многие теперешние эмигранты в основном на новом месте запрещают детям говорить по-армянски. Нужно коренным образом изменить эту тенденцию. Ходят разговоры, что хотят вводить в школах преподавание армянских народных танцев, не помешало бы разучивать также национальные песни, национальную кухню, национальные игры. Все это богатство приобретено за тысячелетия, но его можно очень быстро растерять. Уместно здесь вспомнить самого национального (но не националистического) русского писателя Аксакова. Проезжая через башкирские деревни, он замечает их опрятность и зажиточность, но рядом с этими деревнями имелись деревни, где народ был бедный, неряшливый, удрученный. На вопрос Аксакова ему ответили, что это деревни башкиров, которые поменяли веру и стали русскими. Народы привыкли жить тысячелетиями по устоявшимся обычаям и понятиям, отними у них это, и они будут похожи на пчелиный улей, лишенный матки.
Как известно, многих мусульман амшенцев сослали в Среднюю Азию. Еще в советское время они выразили желание принять христианство и жить в Армении, но им не разрешили. Недавно об этом их желании снова заговорили. К ним необходимо более чуткое отношение – не их вина, что их предков насильно обратили в ислам. Их можно селить в Карабахе, они в основном сельские жители. В прошлом году несколько ливанских армян специально поехали в Киргизию в деревни амшенцев, присутствовали на амшенской свадьбе и были удивлены, что они сохранили многие обычаи и обряды. Не так много осталось армян, чтобы ими можно было пренебречь.
Еще об одном явлении хочется упомянуть. Речь идет о помпезных шоу в Москве – Арминиэн Аворд и Ташир. Прав Джигарханян, что это вызывает только ненужную зависть. В крайнем случае, если уж проводить эти мероприятия, то лучше проводить их в Ереване и более скромно. Это даст ряд преимуществ: многие армяне, которые не были в Ереване, приедут на это шоу, наконец это поднимет престиж и уровень Еревана, Москва и без того является одной из культурных столиц мира. Не нужно повторять ошибки предков: развивая Баку и Тбилиси, они забыли о Ереване, который был невзрачным провинциальным городом.
Армяне любят говорить об известных своих земляках, но часто о многих из них забывают. Так, в свое время, премьера фильма Анри Верноя «Майрик» прошла во многих европейских столицах, но не в Ереване. Хорошо, что на «Золотой абрикос» пригласили Клаудию Кардинале, а в этом году на Арминиэн Авордс исполнителя главной роли, который был заметно тронут вниманием (правда запоздалым). В недавно опубликованном интервью всемирно известной певицы Гулегиной она призналась, что в свое время ее не приняли в труппу Ереванского оперного театра. В начале своего творчества Довлатов написал юмористический очерк об Армении. Нужно было к нему отнестись с юмором и не придавать серьезного значения некоторым неточностям (ведь автор сам не был в Армении). Однако, из Армении в редакцию «Крокодила» были посланы десятки писем возмущенных читателей. И автору, и редакции пришлось извиняться. Несколько лет назад был юбилей Тухманова. Нужно было устроить и в Ереване юбилейный вечер. Это относится и к Евгению Петросяну. Все это звезды первой величины, любовь к своим землякам должна быть не только на словах, но и на деле.
Несколько лет назад в Ереване сажали цветы, которые цвели почти круглый год, в этом же году посадили тюльпаны, которые через неделю отцветают. Много раз говорилось, что в последнее время ежегодно сажают десятки тысяч деревьев, но никто не видел хоть одно привившееся дерево. При посадке деревьев нужно выбирать те породы, которые подходят Еревану по климатическим условиям. В Ереване прекрасно смотрятся и дают хорошую тень платаны и дубы, Граб имеет очень маленькие листья и часто болеет. В Ереване не выживают также тополя со светлыми стволами. В советское время можно было долго ходить по Еревану, не выходя из тени. Очень красят городской пейзаж березки, но в Ереване нет ни одной. На всех уровнях должны быть профессионалы, любящие свое дело.
Все эти вопросы упираются в тяжелое финансовое состояние Армении. Нужно развивать производство. На днях передавали, что некоторые бизнесмены-армяне готовы открыть в Ереване ювелирные заводы, но им не дают для этого помещений. Эта невероятная новость поразила всех ереванцев. Ну хорошо, скажем на самом деле в Ереване нет свободных помещений, но в соседнем Аштараке пустует огромный Дом торговли, таких пустующих зданий наверняка много и в других близких к Еревану городах. В советское время во многих деревнях были филиалы заводов. Можно в деревнях открыть цехи по производству сухофруктов и консервов, ведь все туристы наперебой хвалят армянские фрукты и овощи.
.
Армен Л. Гюльбудагян, доктор физико-математических наук