Глава правительства Грузии Бидзина Иванишвили на днях выступил с любопытным признанием. В беседе с прибывшими из Баку журналистами он сообщил, что в ближайшее время собирается назначить министром представителя азербайджанской общины. Это решение следовало бы приветствовать, так как оно должно свидетельствовать о готовности правителей больше внимания обращать на нужды этнических меньшинств. Но, согласитесь, странным выглядит желание премьера назначить министром азербайджанца, при том что армянам новая власть не предложила в правительстве ни единого поста даже среднего звена.
После открытия в Рустави очередного парка имени Гейдара Алиева (вчера отмечалось 90-летие этого деятеля) Бидзина Иванишвили пообщался с прибывшими из Баку журналистами. Им-то он первым и сообщил о своем намерении. “В свое время я обещал, что азербайджанец займет пост советника или помощника премьера. Но мы решили пойти дальше и назначить министра из числа азербайджанцев. Мне сказали об интересной девушке по фамилии Алиева. В ближайшее время мы рассмотрим кандидатуру еще раз”, — сказал глава правительства. Какой именно министерский портфель будет предложен “интересной девушке по фамилии Алиева”, Иванишвили не пояснил. Не упомянул он и о том, какими еще достоинствами обладает девушка, кроме того, что она “интересная”. В то же время он подчеркнул, что кроме министерской должности представителям азербайджанской общины будет предложено еще несколько высоких государственных постов. “Мне нужны кадры-азербайджанцы. Ищу их до сих пор. Советник — маленькая должность. Я хочу назначать азербайджанцев на другие более высокие должности”, — отметил премьер.
После октябрьской смены власти Бидзина Иванишвили встречался с представителями армянской общины всего лишь раз. Насколько мне известно, в ходе беседы с активистами армянских организаций Тбилиси, Джавахка и Аджарии никаких конкретных обещаний относительно назначения на государственные посты премьер не давал. Есть, правда, сведения о том, что подобное намерение у него действительно имеется. В марте руководство общины провело встречу с политическим секретарем правящей коалиции “Грузинская мечта”, министром юридической помощи Созаром Субари и министром по реинтеграции Паатой Закареишвили. С ними наши соотечественники обсуждали в том числе и вопрос вовлечения армян в структуры государственной власти. Но с тех пор не поступило ни единого сигнала, свидетельствующего о том, что в решении вопроса есть прогресс. Откровение, которое позволил себе Бидзина Иванишвили в беседе с бакинскими журналистами, вызвало общественный резонанс, который, по-видимому, вынудит премьера столь же откровенно высказаться о своих планах относительно использования потенциала армянского меньшинства. А потенциал этот весьма немалый. Можно с уверенностью утверждать, что образованных и подготовленных специалистов среди грузинских армян куда больше, чем среди азербайджанцев.
Стоит напомнить о той массированной кампании, которую пару лет назад проводили активисты азербайджанских организаций, протестующих против вовлечения во власть граждан Грузии армянского происхождения. В администрации Михаила Саакашвили армяне занимали пару постов среднего звена. Но у соседей это вызывало небывалую ревность и злобу. Им казалось недопустимым то, что Ван Байбурт занимает пост советника президента, его сын Григол работает заместителем министра финансов, а Александр Налбандов является вторым человеком в МИДе. В позапрошлом году глава неправительственной организации “Азербайджанская молодежь Грузии” от имени всей общины обратился к премьер-министру с призывом либо сместить всех армян с постов, либо назначить на равнозначные должности азербайджанцев. Но президенту Саакашвили, несмотря на всю его нескрываемую любовь к азербайджанцам, так и не удалось найти среди них человека, достойного хотя бы должности начальника ведомственного управления. Премьеру Иванишвили сделать это, похоже, удалось. Ну и слава Богу. Хочется верить в то, что грузинские правители обратят внимание и на тех грамотных молодых людей, список которых представили политическому секретарю коалиции “Грузинская мечта” активисты армянских организаций. Их привлечение не только положительно скажется на эффективности работы механизма государственного управления, но и позволит укрепить доверие армянского меньшинства к власти.
Стоит заметить, что сами грузинские армяне во многом виноваты в том, что в команде нового главы правительства так мало наших соотечественников. До выборов они не углядели в нем политического лидера, способного возглавить нацию. В результате под его флагом на выборы пошли всего пятеро армян. В Тбилиси армянский костяк сторонников “Грузинской мечты” был весьма скромным. В Джавахке последователей у него было еще меньше. Молодой юрист Руслан Погосян, прошедший в парламент по спискам “мечты”, — один из немногих представителей общины, вхожий в ближайшее окружение главы правительства. Именно с ним грузинские армяне связывают определенные надежды. А пока самый высокий пост, занимаемый в правительстве этническим армянином, — это пост советника министра культуры. (Известный искусствовед и фотохудожник Юрий Мечитов в ноябре был назначен заместителем министра. Но после неудачной шутки про менгрелов недоброжелатели в социальных сетях начали против Мечитова кампанию, и премьер вынужден был перевести его в советники.)
Не уверен, что Юрий Мечитов вправе называть себя представителем армянской общины. Сам себя он считает если не космополитом, то последователем мультикультуризма. Ничего плохого в этом нет. Но общине в правительстве нужны люди, способные отстаивать ее интересы. Что толку с того, что заместителем главы внешнеполитического ведомства Грузии долгое время был сын этнических армян Александр Налбандов? Если он чем-то и прославился за годы работы на этом ответственном посту, то только парой антиармянских высказываний.
По-видимому, имея в виду происхождение, именно ему и поручали выступать с заявлениями, задевающими достоинство общины. Репутация нынешнего премьера позволяет надеяться, что ему в команде такие люди не потребуются.
Артем Ерканян, "Новое время"