Весна в село Гандзак Гегаркуникской области пришла по армянской традиции внезапно. И хотя деревья еще только начинают цвести, повсеместно ощущается аромат цветов и свежей зелени. На проселочной дороге почти никого не видно. Женщины заняты на полях, а мужчины большей частью уже выехали на заработки в Россию, Казахстан, Украину и другие страны постсоветского пространства. — На данный момент из села уехало около 800 человек, а в ближайшие дни эта цифра перевалит отметку в 1000. Ежегодно в это время отсюда выезжает примерно 80 процентов мужского населения, а в этом году ситуация и вовсе катастрофическая: был переизбыток урожая картошки, и люди не смогли ее сбыть по нормальной цене. Из-за этого сельчане потерпели огромные убытки и теперь вынуждены пополнить ряды трудовых мигрантов, чтобы как-то прокормить свои семьи,— рассказывает нам глава общины Гандзак Ваник Арутюнян.
Основным источником благосостояния Гандзака, впрочем, как и многих других сел Армении, давно уже являются внешние частные трансферты и денежные средства, которые к концу сезона привозят с собой местные жители после выездных работ. И это на фоне перманентных заявлений властей о необходимости создать в Армении условия для того, чтобы сократить растущие из года в год цифры миграции населения. Ведь людей по большому счету заставляет выезжать отсутствие рабочих мест в своей стране, а не поиск приключений в ближнем зарубежье.
Они уехали, но обещали вернуться...
Между тем у губернатора Гегаркуникской области Рафика Григоряна иная точка зрения на сей счет. Беседу с нами он начал с того, что абсолютно не согласен с теми СМИ, которые периодически публикуют информацию о высоком уровне миграции в Гегаркунике.
— Думаю, те, кто знаком с характерными особенностями нашей области, знают, что и в советские годы люди отсюда выезжали на заработки. Эта тенденция сохранилась и сейчас, но мне бы хотелось особо отметить, что те, кто весной уезжает на заработки, обязательно возвращаются к своим семьям. Так что выездные работы вовсе не означают, что люди эмигрируют из страны. Они уезжают на сезонные работы, а потом привозят заработанные деньги и благоустраивают свою родную землю. Я это приветствую,— высказал свое мнение глава области.
Конечно, как ни приветствовать рост числа трудовых мигрантов... Не так уж трудно управлять областью, в которой 8-10 месяцев в году проживает около 20% населения (эту цифру назвал глава общины Гандзак, расположенной недалеко от областного центра Гавар). Надо понимать, что ситуация в остальных селах, некоторые из которых приграничные, и вовсе удручающая. Добавим к этому тот факт, что в последнее время многим из гастарбайтеров из-за повысившихся цен на авиабилеты легче увозить семьи с собой, нежели периодически приезжать на родину. Плюс многие со временем обживаются там и вовсе забывают «о крае родном».
— И такое тоже бывает, я же не говорю, что этого нет. Таковы реалии. У нас и в Конституции написано, что любой гражданин свободен в своем передвижении и может жить в любом месте, где захочет. Но сказать, что все уезжают и никто не возвращается, совершенно не соответствует действительности,— спокойно рассуждает г-н Григорян.
Но в том же Гаваре, к примеру, есть улица, называемая в народе «проспект Лордов»: так ее прозвали из-за помпезных особняков, выстроившихся плотным рядом. Беда в том, что почти ни в одном из них годами никто не живет. В свое время эти дома отстроили и уехали. Судя по всему, поясняют нам оставшиеся соседи, возвращаться никто не спешит. А куда? Работы как не было в здешних краях, так и нет. Единственным крупным предприятием в области является Сотское золотоносное месторождение, обеспечивающее несколько сот рабочих мест. И все...
— Для организации любого бизнеса необходимым условием является наличие местного сырья для производства и рынка сбыта продукции. Теперь я спрашиваю: на основе какого местного сырья можно организовать производство в Гегаркуникской области? Картошки? А что производить? Чипсы? Пожалуйста, в условиях рыночных отношений все свободны в выборе, куда осуществлять инвестиции. Со своей стороны официально заявляю, что согласен на все условия инвесторов и окажу любое содействие в рамках действующего законодательства. Вопрос в том, что для старта производства бизнесмен в первую очередь должен просчитать, насколько прибыльным будет оно. Но как это сделать, если здесь нет местного сырья? — разводит руками губернатор Гегаркуникской области.
При этом на наш вопрос о том, какие сферы наиболее актуальны для инвестиций именно в этом регионе, он отвечает — мол, год назад правительство утвердило программу социально-экономического развития области, ознакомившись с которой можно будет понять, каким бизнесом целесообразнее заняться в Гегаркунике. Что и говорить, от главы области хотелось бы услышать нечто большее, чем просто ссылку на правительственную программу...
Килограмм картошки по цене одного яйца
В Гегаркунике в этом году были проблемы со сбытом картофеля (специализируется область в основном на выращивании картошки). Ранее в беседах с нами жители села Гандзак и Норатус говорили о том, что компания «Спайка» разъезжает по селам, закупая картофель по 50 драмов за килограмм. При этом многие возмущались и готовы были выбросить оставшийся урожай на помойку, но не отдавать картошку по цене одного куриного яйца. Ведь себестоимость килограмма картошки, уточняют сельчане, равняется 80-90 драмам, поэтому убытки будут в любом случае.
Естественно, абсолютно ненормально, когда одно куриное яйцо и килограмм отборной картошки стоят одинаково. В результате многие сельчане (речь не только о Гандзаке, но и о всей Гегаркуникской области) решили в этом году не заниматься выращиванием картофеля. И через год из-за резкого сокращения предложения мы все будем вынуждены покупать картошку по довольно высоким ценам, как это случилось три года назад.
Рецепт выхода из сложившейся ситуации у местных руководителей (как села Гандзак, так и Гегаркуникской области), в принципе, одинаковый. Сводится он к созданию планового хозяйства, что возможно только при условии предоставления государственных субсидий сфере сельского хозяйства. «Других вариантов я не представляю, потому что никто не может запретить фермерам сажать картошку или что-то другое на своих участках»,— отметил губернатор.
А по словам руководителя общины Гандзак Ваника Арутюняна, для организации плановой экономики прежде всего нужно посчитать примерный спрос на душу населения на ту же картошку, далее разделить общее число проживающих в стране людей на полученную цифру и распределить потом заказ по отдельным регионам, а не импортировать из-за рубежа в то время, как у тебя в стране переизбыток местной продукции.
Сегодня выращиванием картошки занимаются Эчмиадзин, Абовян, Раздан, Гавар, Мартуни, Варденис, Ехегнадзор, весь Ширакский регион. Конечно, будет переизбыток — никто ведь не считает внутренние потребности. Нужно просто планировать на государственном уровне необходимый объем продукции, распределять ее по отдельным регионам (к примеру, Мартуни, Гавар и Варденис специализируются на картошке, Иджеван — на табаке, Ширакская область будет выращивать свеклу и т. д.), и выдавать для этого дотации,— заключил г-н Арутюнян.
Лиана СИРУНЯН, "Собеседник Армении"