Как известно, заявка ЗАО «АрмРосгазпром» о повышении тарифов на природный газ дожидается своего часа, а тем временем правительство Армении зондирует возможности частичного субсидирования импортируемого из России этого энергоносителя.
Совершенно неожиданной была реакция Международного валютного фонда (МВФ), который во многом способствовал нам в переходе к рыночным отношениям и частной собственности. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
В заявлении местных представителей этой организации, после витиеватых дифирамбов в адрес нашего правительства и его экономической политики, вдруг последовала необычно резкая для МВФ критика в адрес того же правительства, и той же экономической политики.
Приведем лишь одну выдержку из этого пространного заявления, которая все расставляет на свои места: «У него (государства. А. Хачатрян) нет достаточных средств для материального обеспечения таких услуг, как здравоохранение… и производство энергии».
Вот именно, производство энергии, о которой ВМФ «вспомнил» в преддверии повышения тарифов на природный газ. По всей вероятности, представителей этой организации встревожила возможность роста зависимости Армении от России, в сфере энергетики.
Любопытен и следующий их пассаж - «изолированность Армении требует реализации лучшей политики, неотъемлемой частью которой являются… дальнейшие дипломатические усилия, нацеленные на создание связей с соседями».
Но логичнее было бы эти благие пожелания адресовать как раз этим двум соседям, абсолютно не заинтересованным в нормальных «связях» с Арменией. Все вроде бы проясняется, если вспомнить, что у этих соседей-близнецов имеются газовые месторождения…
В этих условиях остается уповать на Господа Бога, а также рассчитывать на собственные энергоносители. Что касается возобновляемой энергетики, то у нас, помимо скудных рек, имеются два источника – ветер и Солнце, возможности которых практически не используются. Поэтому наиболее реальным представляется сравнительно дешевая электроэнергия АЭС.
В быту большая часть энергоносителей расходуется на приготовление пищи, подогрев воды и отопление жилищ. Так как природный газ все же экономнее электроэнергии, то для этих целей ныне преимущественно используется первый из них.
Кстати, в ряде развитых единица измерения для цены природного газа выражается не в кубометрах, а в кВт-часах, чтобы потребитель мог сравнить с электроэнергией, и выбрать экономный для себя энергоноситель.
Тотальная газификация страны оставила за электроэнергией только те сферы быта, в которых газ невозможно использовать. Но так вечно не может продолжаться. Когда фактор экономичности природного газа испарится, или же минимизируется, то у потребителей не будет особых проблем с выбором плиты – газовой или электрической. Тогда во внимание будут приняты другие факторы. Скажем, безопасность в быту. С этой точки зрения электрическая плита предпочтительнее газовой…
Что касается экономичности, то можно использовать энергосберегающие бытовые приборы. Проблема «лишь» в том, что такие товары намного дороже обычных изделий.
Создается парадоксальная картина - экономить энергию (и соответственно денежки) могут только… зажиточные семьи, бюджет которых позволяет приобретать дорогие товары. Ну, а необеспеченные слои населения тратят лишние деньги своего скудного бюджета, из-за использования в быту приборов с низким коэффициентом полезного действия (КПД).
О каком КПД можно говорить при виде окованного железом плитки туфа, с выдолбленными в нем канавками для мощной нихромовой (сплава никеля с хромом) спирали. Такой «электроприбор», из-за отсутствия прямого контакта с посудой, больше нагревает воздух, чем кастрюлю. Но, наисовременнейшая экономная плита со стеклокерамической поверхностью стоит в несколько раз дороже прибора с обычной конфоркой…
Это тяжелые проблемы. Но они все же решаемые. Просто надо уже сегодня заложить основы для широкого использования в быту альтернативного природному газу энергоносителя - электроэнергии.
Альберт Хачатрян, Новости Армении - NEWS.am