У природы есть плохая погода... Уж такая это своенравная вещь, с ней не соскучишься. А порой и вовсе не до шуток – разгулявшаяся стихия может свести на нет плоды многолетних усилий, лишить имущества и даже жизни. Скептики снова заговорили о симптомах гртядущего апокалипсиса: землетрясение от Владивостока до Москвы, смерчи в Оклахоме и под Тулой, нашествие термитов в Алабаме... Для полноты картины грядущего конца света не хватает, наверное, только птичьих стай, напавших на города грешников.
Только в 2012 году от примерно трехсот масштабных стихийных бедствий пострадало 106 миллионов человек по всему миру. Ныне список динамично пополняется. В общей сложности, природные катаклизмы первых 13 лет XXI века уже наказали землян на 2,5 триллиона долларов. В конце мая Европу засыпало снегом – такое здесь впервые за 125 лет. (Одно из ярких детских впечатлений – снегопад в Ереване на 1 мая, году, кажется в 1975-м. Но он тогда быстро исчез. А тут...) В России – жара и грозы. В Москве и в Питере проклинают глобальное потепление. На Севере оно ставит на грань выживания целые народы: уровень воды опускается, в результате гибнет рыба, а оленей приходится выгонять на летние пастбища почти на месяц раньше срока, пока лед на реке не растаял .
Последний впечатляющий демарш – торнадо, обрушившийся 20 мая на американский штат Оклахома. Смерч имел максимальную мощность EF-5 по шестибалльной шкале Фудзиты, используемой для классификации этих природных явлений. Диаметр воронки составлял около 2 километров, а скорость ветра внутри нее превышала 320 км/час. В течение 45 минут стихия свирепствовала на территории протяженностью в 47 километров. Ученые потом сравнили силу этого торнадо с энергией атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. И выяснилось, что мощность смерча была в 8 (!) раз больше. (А может, в такой форме высший разум реализовал, наконец, наказание американцам за их вандализм в августе 1945-го?..) Особенно пострадал город Мур, с населением в 41 тысячу человек. Впрочем, пострадал – еще мягко сказано. Город практически стерт с лица земли. Дома – в щепки, двадцать четыре погибших, сотни раненых, ущерб оценивается, по меньшей мере, в 3 млрд долларов.
"Планета потихонечку начинает предъявлять счет всем нам. В стороне никто не останется. Кто-то заплатит за это больше, кто-то – меньше. Кто-то потеряет дом, кто-то – жизнь ", - такую безрадостную перспективу нарисовал в комментарии российскому телеканалу ОРТ руководитель энергетической программы "Гринпис Россия" Владимир Чупров.
Армения тоже не осталась в стороне. Выпало и на нашу долю хлябей небесных, сполна выпало. Многие городские улицы в тот памятный день стали непроходимыми, превратившись в реки и ручьи – потому что воде некуда было стекать, так как забитые канализационные коммуникации не прочищаются годами. В подземные переходы не рекомендовалось заходить из-за хлынувшей туда воды. Говорят, на некоторое время приостановил работу столичный метрополитен. Уложенный к выборам асфальт – как всегда, наспех, и, как всегда, бездарно – наверняка в очередной раз потрескается раньше срока. Такая уж у нас традиция повелась: на всякую показуху деньги находятся, а сделать что-нибудь реально полезное – не допросишься. Хотя ситуация, если принимать неоднократные заверения госмужей за чистую монету, вроде под контролем.
Но реальность в очередной раз существенно разошлась с бодрыми рапортами. Особенно – в сельских регионах. Сотни промышляющих фермерским трудом семей сел Аревик, Айгаван, Мргашат и других населенных пунктов Армавирского марза – одного из ключевых аграрных регионов Армении разом угодили в тяжелую ситуацию, лишившись львиной доли своих посевов и посадок, а следовательно – и урожая, который рассчитывали получить летом и осенью. В общей сложности, пострадали 46 сельких общин. Объем причиненного ливнем и градом урона, по некоторым данным, достиг примерно 70 млн долларов. Не американские три миллиарда, конечно, однако для маленькой Армении – удар весьма болезненный. Фермеры пронакрылись… то есть попали в крайне тяжелое положение. Впрочем, проблемы наверняка ждут и нас, горожан, когда мы столкнемся с не по сезону высокими ценами на сельхозпродукцию в розничной сети. В выигрыше остаются, наверное, разве что импортеры. Рискуем лицезреть наплыв турецких помидоров, винограда и пр. еще бòльшим потоком, чем в прошлом году. Свято место пусто не бывает, известное дело. Но хорошего в этом мало, согласитесь.
Пораженные (в прямом и переносном смысле) задаются резонным вопросом – почему не сработали противоградовые установки? Между прочим, по ходу выяснилось, что гарантии в их четкой работе и не было никакой. Потому, что, оказывается, ныне единой противоградовой системы у нас нет, и государство эту сферу не контролирует. Может, где и стреляли по тучам, но – по своему усмотрению, в меру своей сознательности. Так что подобные плачевные итоги разгула стихии можно считать вполне закономерными (как ни кощунственно это, быть может, прозвучит). Между тем, при государственном подходе к вопросу удар с небес можно было если не полностью нейтрализовать, то хотя бы смягчить.
Жители пострадавших сел требуют, чтобы их регион был объявлен зоной бедствия, и к нему было проявлено соответствующее отношение. По их мнению, пострадавшим фермерам должно быть оказано реальное содействие, а не помощь в виде саженцев и семенного материала, от чего они отказываются наотрез.
- Как нам сейчас выжить, ума не приложу, - взволнованно констатирует житель села Армавир Асатур Айрапетян. - К нам приезжали министр сельского хозяйства, губернатор нашего марза, еще какие-то чиновники. Одни общие слова, ничего конкретного. Будет оказано содействие, говорят. Какое, как, когда? Недавно нашим ребятам удалось прорваться к премьер-министру, чтобы лично проинформировать его о том, что с нами стряслось. Честно говоря, то, что они потом рассказали, тоже не внушает оптимизма. Фермер остался ни с чем, на нуле, неужели в правительстве этого не понимают?!”
Фермеры требуют заморозить предоставленные им кредиты, потому что расплачиваться за полученные средства им сейчас нечем. “Именно заморозить, а не отложить срок погашения, - подчеркивает еще один армавирец – Горги Мосоян. - Мы также нуждаемся в послаблениях по налогам на воду, землю, и т.д. Чтобы хотя бы в следующем году получить какой-нибудь урожай, нынешний сезон уже, почитай, пропал. Полумеры нас не спасут”.
Фермеры заявляют, что, если они так и не дождутся реальной поддержки со стороны правительства, то предпринятые ими акции протеста будут продолжены. Одна из таких акций – перекрытие трассы Ереван-Армавир уже, кстати, наделала немало шума.
Следует отметить, что правительство не осталось безучастным к постигшей сограждан беде. Так, пострадавшие фермеры освобождены от выплаты налога на землю; в частично пострадавших общинах размер выплаты сокращен наполовину, остальное берет на себя исполнительная власть. Так же обещано поступить и по налогу на воду. Председатель Центрального банка Армении Артур Джавадян заявил, что к каждому пострадавшему фермеру будет проявлен индивидуальный подход, и погашение полученных ими кредитов отсрочено на 3 года.
- Отсрочка не решит наших проблем, мы и через три года не будем в состоянии погасить кредиты,- утверждает Г.Мосоян.- Что ж нам, все хозяйство и дома закладывать, с собой в придачу?
Видя, что правительственной программы поддержки пострадавших, судя по всему, окажется недостаточно, к решению вопроса решили подключиться деловые круги. «В подобных случаях армянский предприниматель, оставаясь верным своим моральным принципам, протягивает руку помощи тому, кто попал в нужду», - говорится в заявлении Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении. Учитывая чрезвычайный характер проблемы, в СПП(Р)А было созвано экстренное совещание. По итогам обсуждения, принято решение обратиться к армянским бизнесменам с призывом перечислять средства в специальный Фонд содействия селу и сельскому хозяйству РА, Фонд располагается в центральном офисе банка «ВТБ-Армения» по адресу: г. Ереван, ул. Мамиконянц, 39/а, Р/с: 160485186615.
Первыми откликнулись председатель СПП(Р)А, генеральный директор трансфорвардерной компании «АПАВЕН» Арсен Казарян, президент ООО «ФЛЕШ» Барсег Бегларян и президент ЗАО «ЕВРОТЕРМ» Эдуард Казарян. Они внесли по 2 миллиона драмов.
«Не сомневаемся, что этот почин поддержат и другие отечественные предприниматели», - говорит руководитель информационной службы СПП(Р)А Вреж Саруханян.
.
Ашот Гарегинян
P.S. Когда я дописываю эти строки, над нами снова сгущаются тучи… Надолго ли?