Об армянской диаспоре в Ливане написано бесчисленное множество статей, однако мало кому известно о городе Анджар, где поселились легендарные сыны армянского народа, оборонявшие в течение более чем 40 дней Муса-Даг. До 1939 года большая часть территорий современного Ливана входили в состав Сирии, которая в свою очередь управлялась из Парижа согласно единогласному решению Лиги Наций от мая 1922 года. Ослабленная Франция, не способная контролировать Сирию, уступила часть ее территорий, населенных преимущество армянами, Турции. Многочисленные протесты армян и арабов не принесли результатов. Фактически, Париж, нарушив международный мандат, подарил Турции легендарный Муса-Лер и окружающие армянские села. Армянские организации, действующие тогда во Франции, выразили свой протест. Вопрос о том, что делать армянскому населению бурно обсуждался в стенах Сената. В итоге, французское правительство решило выделить армянскому населению порядка 500 тысяч франков на покупку земель в Долине Бекаа. Еще 100 тысяч франков было выделено филиалом фонда «Галуст Гюльбенкян» во Франции. Так более 20 тысяч армян, среди которых славные воины обороны родного Муса-Лера и армянского легиона Франции, поселились в городе Анджар. Первым главой города стал легендарный фидаин, командир обороны Муса-Дага, капрал армянского легиона Мовсес Тер-Галустян.
Армяне постепенно налаживали свою жизнь, строили фабрики, развивали инфраструктуру. Было построено шесть кварталов, которые носили названия сел лежащих в родном Муса-Лере: Иогунолук, Кабусие, Битиас, Вагиф, Хаджи–Хабабли и Хидрбек. После обретения независимости, первое правительство Ливана, куда входило большое количество армян, подтвердило право армян на владение землями в Анджаре, согласно постановлению французского правительства от 18 февраля 1940 года.
В тот же период на средства армянского филантропа из Франции Мисака Ширакяна были построены: Армянская Церковь имени Святого Павла, армянская школа «Арач», культурный центр и музей. После Второй мировой войны, более 400 семей из города репатриировались в Советскую Армению. На тот момент в городе проживало около тысячи армянских семей. Большинство армян здесь приверженцы Армянской Католической Церкви, есть также последователи Армянской Апостольской Церкви.
В 1960 году была построена одна из крупнейших армянских церквей на Ближнем Востоке – АКЦ Сурб Погос. В 1969 году завершилось строительство крупной армянской школы и колледжа. С того же периода в городе действуют различные благотворительные, культурные и спортивные организации. Основу политической жизни города определяет партия АРФ «Дашнакцуцюн».
Так армяне воспитывают детей в Анджаре
В период Гражданской войны в Ливане, которая началась в 1975 году, Анджар ни разу не подвергся нападению. В Ливане прекрасно знали о том, что местные армяне – потомки воинов, которые сражались с многократно превосходящими противниками и не знали слова «отступать». Неудивительно, что лидер христианского движения Башир Жмайель заявил: «Мужчины Анджара - бесстрашные солдаты Христа, они сражаются как львы». Действительно, армянские мужчины города были награждены различными наградами. Кроме того, в городе был сформирован отряд, который защищал армянские кварталы Бейрута. Важную роль в разрешении конфликта сыграл этнический армянин, также выходец из Анджара, генерал Эмиль Лахуд, ставший впоследствии президентом страны. Основной костяк ASALA в период его создания также составили прославленные бойцы и юноши из легендарного города. В период своего пребывания в Ливане, великий сын армянского народа Монте Мелконян посетил город и был потрясен уровнем армянского самосознания. «Я был уверен, что Анджар должен стать опорным пунктом нашей патриотической борьбы, это наша Спарта» - писал Монте Мелконян в своем дневнике, осенью 1979 года.

Армянские бойцы из Анджара защищают квартал Бурудж Хаммуд в Бейруте
В период Арцахской войны, армянские мужчины из Анджара в очередной раз составили основу дашнакского отряда сил Ливана, направленного на защиту важнейшей исторической провинции Великой Армении. Сегодня в городе проживает 2400 человек, из которых 2200 – армяне. Благодаря своему трудолюбию армяне построили один из самых процветающих городов на всем Ближнем Востоке, а преданность ее сынов и дочерей своим корням было проверено временем и важнейшими событиями, которые изменили облик нашей исторической Родины и Диаспоры.
.
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas