Эксклюзивное интервью сооснователя Международного кинофестиваля «Золотой абрикос» в Ереване, директора программ фестиваля Микаела Стамболцяна агентству «Новости-Армения»
- Господин Стамболцян, как по –вашему, какое место занимает «Золотой абрикос» в мире фестивального кино?
– Конечно, Ереванский фестифаль не может соперничать с крупными международными кинофестивалями, но, по правде говоря, мы и не имеем таких амбиций. Однако, в региональном масштабе «Золотой абрикос» уже довольно-таки заметное явление.
- В чем его специфика?
- Теплота, сердечное отношение и любовь к зрителям и гостям. Всегда чувствуется, когда фестиваль любит своего зрителя, а когда относиться чисто формально.
- В этом году фестиваль проводится в десятый раз, в чем, на ваш взгляд, заключается его основное достижение?
- Пошел зритель, фильмы смотрят. Надеюсь, зритель немного воспитывается в смысле вкуса, это и есть самое главное достижение фестиваля, ради этого все и делается.
- Армянский зритель проявляет интерес к фестивальной программе?
- Не существует общего понятия зрителя. Зритель – всегда разный, у кого-то вкус развит, кто-то предпочитает боевики, кого-то интересуют фильмы, которые заставляют думать. Культурный багаж у всех разный. Зритель, который ищет высокохудожественный фильм, способный не только развлечь, но и заставить думать, не найдет его в обычном прокате, и эту нишу заполняют кинофестивали, «Золотой абрикос» в том числе.
- Как вы оцениваете уровень фестивальной программы юбилейного, 10-го года?
- Надеюсь, что уровень конкурсных фильмов высокий. Ежегодно, по завершению фестиваля, члены жюри всегда отмечают высокий уровень наших конкурсных программ. Замечу, что фильмы вне конкурса всегда легче собрать, чем конкурсные.
- В каком состоянии сегодня находиться армянский кинематограф?
– По-моему, на перепутьи. Есть какие-то ростки, из которых может вырасти что-то путное, а может и получится так, что их побьет град, если к ним не относиться бережно, не взращивать. Может случиться и того хуже: вокруг вырастут сорняки, а настоящие плодовые ростки увянут.
- В таком случае, как отделять зёрна от плевел?
- Во-первых, поливать, полоть, сорняки выбрасывать, отделять.
- Кто этим должен заниматься?
- Этим в первую очередь должен заниматься Национальный центр кино, который дает деньги и хочет быть хорошим для всех, а так не бывает, нужна серьезная политика. Мы, в свою очередь, стараемся, чтобы наши молодые кинематографисты встречались с профессионалами мирового уровня, это делается с той целью, чтобы они потом не тушевались, чтобы выбить из них провинциализм и чему-то научить.
- Как вы считаете, откуда черпает вдохновение качественное кино?
- Откуда возникают таланты - большая тайна природы, все зависит от Божьего дара. Если у человека нет идей, ему дай хоть миллион, он сделает что-нибудь жуткое, что невозможно переварить.
- Кино должно иметь выраженную национальность или это ставит художника в рамки?
- Если человек вырос на определенной земле, воспитывался на какой-то культуре, от этого будет зависеть, как он поставит камеру. От того, как ты воспитан, где рос и каким видишь этот мир, зависит то, как ты ставишь камеру. Бэкграунд режиссера объясняет и обуславливает то, какой сюжет, каких актеров он выбирает.
- Каким бы вы хотели видеть армянский кинематограф?
- Не могу загадывать, каким он будет. Я не в том возрасте, чтобы мечтать, Могу лишь сказать, что надо много работать.
- Как вы определяете качественное кино?
– Есть только один критерий - нравится или не нравится.
«Новости-Армения»