В Ташкенте состоялось празднование Успения Пресвятой Богородицы. Десятки членов общины собрались в столичной церкви Св.Филлипоса чтобы отпраздновать один из пяти главных праздников Армянской Апостольской церкви и вновь поддержать старинную, восходящую своими корнями вглубь веков традицию Благословения винограда (Խաղողի Օրհնությունը). Значение одного из главных символов армянского народа столь велико, что виноград нового урожая разрешается отведать лишь в церкви после совершения священником обряда его благословения.
Неделей ранее в общине отмечали Навасард – праздник, знаменующий начало годового цикла по старинному летоисчислению. В современной Армении он приобрел статус государственного и стал именоваться Днем национальной идентичности.
В этот день редакция журнала армян Узбекистана традиционно привечает читателей – членов общины – чтобы продолжить разговор о возможных путях сохранения армянами в диаспоре своей национальной идентичности.
Сильная идентичность, обеспечивающая консолидацию нации и отдельной личности вокруг общенациональных задач, приравнивается сегодня государством к стратегическому ресурсу.
Что касается обычных житейских качеств, отличающих «типичного» армянина, то крепкая семья, уважение к старшим, готовность постоять за товарища, мужская честь по-прежнему остаются достойными зависти и подражания. Скажем прямо: в условиях происходящих под влиянием глобализации динамичных общественных процессов сохранять неповторимые этнические особенности в Спюрке становится все сложнее.
Современная диаспора продолжает свое движение. Редеют эффективные армянские общины на Ближнем Востоке, а армяне в России и развитых странах Запада подвержены скоротечной аккультурации и ассимиляции. И если за океаном идея толерантности и разнообразия давно стала государственной преференцией, то в постсоветском пространстве и, в особенности, в России вместе со стремительно изменяющимся национальным составом приходится наблюдать рост националистических настроений. Здесь сформировались свои новые патриоты из числа так называемых западников, славянофилов, консерваторов, отыскивающих идеал в прошлом, да вдобавок, в никогда не бывшем прошлом. В их сознании выстроилась модель будущей «идеальной» России, в которой нет места мигрантам и прочему понаехавшему славянскому «неформату». Компанию поборников решительных репрессивных мер дополняют молодые внеразнарядочные никем не контролируемые националисты-скины и прочие «плохие парни». Для них - с горящими глазами и с лозунгом «С нами Бог» бескомпромиссных радикально настроенных «героев» - принадлежность к коренной национальности, когда «чужие здесь не катят», определяется готовностью к максимальному проявлению ярости, страха и ненависти. Им, творцам будущей национальной матрицы, готовым не только к смене вех, но и к смене всех, не мешало бы уразуметь, что национальное согласие в стране - первооснова ее мирного развития, экономического процветания и геополитической безопасности. В этой атмосфере, когда слова о «нерушимых узах» звучат неуместно и как минимум иронично, армяне диаспоры как могут сохраняют свой национальный культурный стержень.
Духовный фактор всегда был важнейшей чертой армянской цивилизации, но сегодня своей защиты требует идентичность и в самой Армении.
Среди нескончаемого новостного потока последнего времени два события вызвали серьезный общественный резонанс и стали предметом активных обсуждений на самых различных площадках, в том числе в социальных сетях и форумах. Первое касается телепередачи, прошедшей на федеральном канале «Культура», в которой устами российского историка по фамилии Мейер прозвучала не новая, но щедро тиражируемая и ангажированная Турцией версия, отрицающая факт геноцида мирного армянского населения, учиненного турецкими властями в Османской империи в 1915 – 1922гг. Говоря о втором, признаем: так уж повелось, что нынче при любом затрагивании темы защиты прав человека не обойтись без слова «гендер». «Гендерная идеология», успешно продвигаемая Европой с помощью соответствующих рычагов воздействия, проникла и в Армению, и «несет в себе мощную волну разрушения традиционных семейных ценностей и христианской морали», - замечает архимандрит Шаге Ананян, комментируя принятый в мае парламентом Армении и вызывающий недоумение «закон о гендере», в соответствии с которым человек может сам определять свой пол. «И то, что мы в угоду Европе приняли подобный закон, несет в себе прямую угрозу краха армянской семьи, духовные, ценностные ориентиры которой формировались и культивировались армянами веками», - продолжает заместитель издательского департамента Святого Эчмиадзина. Тем не менее, слова «бессилие» и «безысходность», все чаще определяющие нашу действительность, не могут оставаться ключевыми. Нам следует отказаться от концепции нации-жертвы при рассмотрении любой из горячих тем дня, таких, как Восток и Запад, государство и личность, геополитическое противостояние. Вновь осознать, что никакие развиваемые нынче теории и тем более существующие законы исторического развития не могут выдержать серьезного столкновения с живым историческим материалом, пройденным армянским народом. Одной из таких теорий является теория мультикультурализма. К ней сегодня активно апеллируют как к традиционной ценности европейской цивилизации, хотя общеизвестно, что со времен колониализма немало европейцев были безусловными расистами, рассуждая о генетической неполноценности отдельных рас.
Армянам мультикультурализму обучаться не надо. На протяжении многих веков нам приходилось существовать в атмосфере такой «ценности», как мультикультурализм. Вместе с численным ростом диаспоры каждый новый век открывал новые возможности и способности мирного и продуктивного сосуществования армян с представителями всех без исключения рас и культур на всех земных континентах.
Вместе с этим наше национальное самосознание, наша идентичность и ее главное проявление – армянский язык - продолжали жить даже при отсутствии надлежащей государственной поддержки в связи с отсутствием государства как такового. С учетом особенностей текущего момента мы вновь осознаем: в современном мире без твердой воли, укрепленной культом действия и поступка, не обойтись. И помогут нам в этом наша долгая история и наши блистательные подвижники прошлого, без которых не может быть ни нации, ни национальной культуры, ни национальной гордости в будущем. Сегодня абсолютное большинство армянства пребывает в Спюрке и для всех очевидно, что физическое выживание и жизнедеятельность этого организма, обеспечивающего элементарное сохранение армянского рода, сохранение армянского языка и культуры, напрямую зависит от физического выживания Армении и проживающего в ней народа. С другой стороны, в нынешнее время, а вернее, и не время вовсе, а безвременье, со всеми его страстями уже стало реальностью чересчур упрощенное понимание национальной сущности. Непреложной реальностью стали изменившиеся до неузнаваемости значения слов «патриотизм», «родина», «единство», «вера» и сложилась «вертикаль» единодушия отдельных армян, максимально упростивших в своем сознании понятие патриотизма. Эти «истинные патриоты» могут до хрипоты бить себя в грудь, рассуждать и горячо доказывать друг другу правоту своего представления об истинном чувстве родины, а дальше, не забывая о себе, любимом, в уютном застолье под ласкающие душу рабизовские мотивы продолжать думку думать о Родине в судьбоносный для нее момент. Вертикаль эта ржавая и готовая обрушиться внезапно и быстро. В такой момент не помешает процитировать для них отрывок из стихотворения Рафаеля Патканяна «Армянин и армянство», написанного в далеком 1855 г. или одно из высказываний пророка нации Гарегина Нжде: «Кто является армянином? Не тот ли, кто говорит по-армянски, чья фамилия оканчивается на «ян» и кто каждодневно поедает армянские блюда. Быть по рождению армянином еще не дает тебе права называться таковым. Если ты армянин, то непременно должен уважать армянство, Армения должна быть твоей звездой надежды. Люби нацию не словами, люби как свое главное сокровище. Не щади жизни своей и сделай так, чтобы нация была тобой довольна».
«Есть тема, которая волнует меня вот уже тридцать с лишним лет. Это – Спюрк и родной язык. Тема эта вызывает не только споры, но и пессимизм. Чаще всего говорится, мол, нынешнее поколение уже не владеет армянским и с уходом бабушек и дедушек в Спюрке умирает прежде всего язык. А без родного языка – конец всему. Даже там, где есть школа даже самая фешенебельная, современная, оснащенная всем необходимым и где подчас абсолютное большинство детей не знает родного языка». Это говорил и продолжает утверждать Зорий Балаян, начальник научно-исследовательской экспедиции «Месроп Маштоц» на борту парусной яхты «Армения», совершившей первое кругосветное плавание по дорогам армянской диаспоры, и не понаслышке знакомый с темой. И все же, не все еще потеряно, если молодежь не желает пребывать в безликой массе, приходит в церковь поддержать вековую традицию. Они ощущают в себе ту самую суть, которая делает их не просто людьми, но определяет их национальную принадлежность. Им не приходится на кого-то надеяться, ибо ни важные опорные смыслы в жизни, ни этническую подпитку им не могут сегодня дать ни семья, ни общинная школа. Отмечая наступление 4505 года армянского летоисчисления, они, потомки Айка-Наапета, начинают ощущать Почву, Духовную основу, генетическую память своего народа. Положив руки друг другу на плечи, двигаясь по кругу в «шурджпаре», с гордостью говорят: «Я – армянин», осознавая национально-этнический, культурно-исторический и религиозный смысл этого восклицания, готовы начать долгую работу по формированию своего национального самосознания.
Георгий Сааков, главный редактор журнала армян Узбекистана «Депи Апага»