6 октября президент Сирии Башар Асад обвинил официальную Анкару в поддержке террористических групп, воющих против правительственных войск Дамаска. Дословно сирийский лидер заявил следующее: «За поддержку террористов Турция заплатит гораздо более высокую цену, чем отдает сейчас на откуп террористам. Невозможно положить терроризм в карман и использовать его как ручное животное. Терроризм это скорпион, который ужалит своего хозяина, не колеблясь при первой же возможности». В свою очередь, турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган назвал самого Асада террористом и убийцей: «Ассад террорист, который использует государственный террор. Я говорю ясно. Человек, который убил 110 тыс. человек своего народа является террористом».
ТУРЦИЯ — ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУКНТ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО ТЕРРОРИЗМА
10 сентября 2013 года министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем заявил: «В Турции проходит процесс финансирования, вооружения и тренировки террористов более чем из 83 стран, которые осуществляют агрессию против нашей страны, и среди них есть те, кто приходят с Кавказа и Чечни — это террористы. Турция занимает совершенно противоположную, враждебную нам позицию». Уже 20 сентября первый заместитель директора ФСБ России Сергей Смирнов заявил, что в Сирии находятся 300-400 наемников из России: «Мы считаем, что порядка 300-400 человек из территории нашей страны туда выехали, вернутся, и это, естественно, представляет большую опасность». Смирнов также подтвердил, что на стороне сирийской оппозиции воюют выходцы из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Китая: «Специально мы этот вопрос не обсуждали. Но в узком кругу обменялись мнениями по поводу развития ситуации и констатировали, что все страны ШОС затронуты этой проблемой. Вербовка наемников действительно существует».
Данные о том, что именно в Турции проходят необходимую подготовку террористы с Северного Кавказа и Средней Азии предоставил директор ФСБ России Александр Бортников еще в июле текущего года. В том же месяце МВД Чечни сделало следующее заявление: «В Азербайджан у нас едут многие, есть налаженный «челночный» бизнес. Кроме того, там все еще живут чеченцы, которые уехали в конце 90-х — начале 2000-х годов. Молодые люди под разными предлогами едут в Баку, а уже оттуда добираются до Турции, а затем попадают непосредственно в Сирию. При этом, для вербовки молодежи активно используются различные интернет-ресурсы. Молодых людей заманивают туда в основном тем, что в этой стране, якобы, идет «джихад».
Ранее российская сторона сделала заявление о «недопустимости лечения террористов в Турции». Анкара категорично отвергала подобные обвинения, в частности, посол Турции в России заявил, что подобные заявления беспочвенны. Парадоксальным образом, спустя всего неделю, администрация президента Турции распространила заявление, что сотни членов вооруженной оппозиции Сирии, получившие ранения при реализации терактов в этой стране, проходят курс лечения в госпиталях и больницах Турции. Согласно данному документу, в настоящее время в турецких больницах лечатся 645 боевиков вооруженной оппозиции Сирии.
С началом сирийского конфликта на военных базах Турции прошли подготовку боевики из таких террористических групп, как Аль-Каида, Джабахат ан-Нурса (иракское крыло Аль-Каиды), Хизб ут-Тахрир, Братья-мусульмане и т.д. «Турция уже долгое время является перевалочным пунктом различных террористических групп. С началом гражданской войны в Сирии премьер Эрдоган, активно поддерживающий радикальные исламские группы в регионе, поддержал повстанцев. С одной стороны Турция решила, что лучше дать базы и оружие, чем самим втягиваться в войну, но при этом она не рассчитала все негативные последствия. Это и курдский фактор и шиитский», — пишет в своем блоге профессор Вашингтонского университета Патрик Клоусон.
КУРДСКИЙ ФАКТОР
В Сирии насчитывается более двух миллионов курдов, которые представляют собой ведущее этническое меньшинство страны. Исторически курды всегда были против алавитского клана Асадов и неоднократно устраивали восстания сначала против Хафеза Асада, а в 2004 году и против нынешнего президента — Башара Асада. Ведущей политической силой сирийских курдов является Партия демократического союза, ориентированная на Рабочую партию Курдистана, общепризнанным лидером которой считается Абдулла Оджалан. С началом конфликта Вашингтон и Доха рассчитывали (как и в случае с Ираком) использовать курдский фактор против Асада и его сторонников. Для достижения этой цели арабские принцы пролоббировали избрание лидером сирийской оппозиции этнического курда Абдельбасета Сида. Однако, заявление Башара Асада о предоставлении курдам автономии, смешало все карты Вашингтону и его союзников.
Госдепартамент США неоднократно призывал курдов отказаться от «поддержки режима Асада». Подобное решение стало холодным душем для официальной Анкары, так как появление второго автономного Курдистана (Иракский и Сирийский) с учетом курдского фактора в самой Турции – страшный кошмар. Неудивительно, что Турция резко активизировала свои усилия и выступила за скорейшее военное вторжение в Дамаск. В данном контексте недавнее заявление Асада в адрес Турции преследует вполне конкретную цель. Дело в том, что сирийские спецслужбы еще в начале 2011 года сумели наладить контакты с Рабочей Партией Курдистана.
В октябре того же года пришедшие с сирийской территории курдские боевики убили полицейского и ранили еще троих в приграничной турецкой провинции Хатай, после чего турецкие власти заявили об аресте восьмерых членов РПК, «проникших в провинцию Килис из Сирии», а также о захвате оружия и боеприпасов в Хатае. По данным турецкой спецслужбы MIT, все эти вылазки отряды РПК совершали с сирийской базы, созданной недалеко от границы к северу от Латакии. Сегодня сирийские курды ведут тяжелые бои с повстанцами. В ходе трех последних операций в городах Атма, Зиндарис и Хассаки курдские формирования уничтожили более 40 террористов, включая Абу Омара аль-Чечена (также известного как Абу Омар аль-Шишани).
ОПЕРАЦИЯ «ВУЛКАН НА ВОСТОКЕ» И СМЕНА ПОЗИЦИИ АЛЬ-КАИДЫ
В последнее время внутри «повстанцев» наметился серьезный раскол. Еще 27 июля 2013 года группировки «Джабхат ан-Нусра» и «Исламское государство Ирак и Левант» объявили о начале операции «Вулкан на востоке» по установлению контроля над стратегически важным городом Хасеке, который контролировали курдские боевики. Исламисты были разгромлены, несмотря на численное преимущество и военно-техническую поддержку Турции. Лидеры двух группировок обвиняли друг друга в провале операции. После этого события приняли совершенно иной оборот. Напомним, что национальная коалиция, представляющая различные оппозиционные группы, была сформирована в ноябре 2012 года, благодаря поддержке США, ЕС и ООН.
После того, как стало известно, что США и Россия сумели договориться по сирийскому вопросу, лидеры таких исламских группировок, как «Джабахат ан-Нурса», «Лива аль-Тавхид» и «Исламское государство Ирака и Леванта» отказались признать национальную коалицию. Против национальной коалиции выступила и Сирийская свободная армия. По данным исследовательского центра IHS Jane’s, уже к августу оппозиционные силы в Сирии были крайне разобщены и насчитывали более тысячи группировок, большинство из которых действовали на небольших территориях. В то же время лидер «Аль-Каиды» Шейх Айман Завахири призвал моджахедов Сирии воевать до тех пор, пока в этой стране не установлено исламское государство: «Делайте всё, что сможете, чтобы ваш Джихад привёл к созданию исламского государства», — подчеркнул лидер моджахедов, добавив, что это, в свою очередь, должно стать ещё одним шагом на пути к возрождению Халифата».
Члены группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» развернули сеть контрольно-пропускных пунктов на дорогах, ведущих к пунктам пересечения границ, и ведут боевые действия с другими повстанческими группировками. «ИГИЛ постоянно стремится агрессивно утвердиться в многомерном комплексе повстанческих театров военных действий в северной и восточной Сирии. Группировка приняла стратегию захвата и консолидации контроля над зонами на границах Сирии с Ираком и Турцией с начала своей активной деятельности. Это обеспечивает группировке легкий доступ к новобранцам, источникам финансирования и поставок», — заявил France-Presse президент Центра изучения терроризма Чарльз Листер.
И в данном случае слова президента Башара Асада о том, что «терроризм - это скорпион, который ужалит своего хозяина, не колеблясь при первой же возможности», также имели характер конкретного послания Анкаре. Турция, которая на протяжении долгого времени «содержала, готовила и лечила» различные террористические группы, теперь сама стала их мишенью. Эрдоган и его команда достаточно поздно осознали собственные ошибки. Сначала министр иностранных дел Ахмед Давутоглу заявил, что Турция никогда не имела каких-либо контактов с Аль-Каидой. В таком случае, непонятно, чем мотивировано письмо депутата Дилека Акагюна. 9 октября 2013 года депутат Народно-республиканской партии Турции Дилек Акагюн направил письменный запрос министру иностранных дел Ахмеду Давутоглу, в котором задал конкретный вопрос: «Почему Турция пошла на поводу «Аль-Каиды» и открыла пропускные пункты с Сирией»? В письме отмечается: «Аль-Каида» потребовала у нас открыть эти пропускные пункты, в противном случае угрожая осуществлением террористических действий. Отмеченные пропускные пункты были открыты, почему мы дали согласие?».
Другой конфликт возник между «Исламским государством Ирака и Леванта» и «Сирийской свободной армией». Первые обвинили ССА в сотрудничестве с США и ЕС, в присвоении гуманитарных грузов и дезертирство, которое заметно участилось в последнее время. По сути, сегодня идет серьезная внутренняя борьба в стане «повстанческого движения», результаты которой могут иметь необратимые последствия. В случае, если национальная коалиция и ССА проиграют внутреннюю борьбу, то все договоренности, в том числе и планируемая конференция «Женева -2», не будут значить ровным счетом ничего, ибо повстанческое движение полностью обретет характер ультрарадикального исламизма. А террористы вряд ли захотят договариваться, как с Башаром Асадом, так и с международным сообществом. В наихудшем положении оказалась Турция, которая настроила против себя не только Израиль, Сирию (Правительство и курды), Иран и Хезболлах, но и пригретые некогда вышеназванные ультрарадикальные группировки.
.
Галстян Арег, «time to analyze» — politics, society, and ideas (tta.am)