С точки зрения свободы слова, Армения является одним из лидеров на постсоветском пространстве, хотя многие СМИ, в частности печатные и электронные, иногда свободу слова путают со вседозволенностью. При этом, когда представители власти или бизнеса (а в Армении эти два понятия часто идентичны) подают на СМИ в суд за клевету, решая финансово наказать их за некоторые материалы, то журналисты зачастую не могут доказать свою правоту и начинают обвинять власти в том, что они подобным образом пытаются ограничить свободу слова.
Свобода слова или вседозволенность?
При этом, даже когда СМИ предъявляют доказательства написанного, как в случае с “оффшорным” скандалом с участием премьер-министра Тиграна Саркисяна, это не приводит к каким-либо практическим результатам или наказанию виновных чиновников.
Следует также отметить, что позволяя либеральничать газетам и сайтам, власть практически полностью контролирует телевидение, которое по-прежнему остается ведущим инструментом влияния на общественное мнение. Относительную свободу имеют лишь телеканалы “Кентрон”, принадлежащий одному из крупнейших олигархов Армении и лидеру партии “Процветающая Армения” Гагику Царукяну, и “Еркир”, контролируемый одной из старейших армянских партий АРФ “Дашнакцутюн”.
Хотя следует признать, что в прошедшем избирательном цикле оппозиция получила невиданный доселе доступ на телевидение, что было отмечено, как наблюдателями за выборами, так и самой оппозицией. – расширить немного. Пару примеров из работы оппозиционных сми на последних президентских выборах…
Дрейф в “желтизну”
В последние годы в армянском медиаполе наметилась тенденция ухода большинства СМИ в “желтизну”, стремительного сокращения количества серьезных СМИ, четко придерживающихся норм и принципов журналисткой этики, ответственно подходящих к качеству и достоверности подаваемой информации. Становится нормой соседство на одном и том же сайте материалов эротического характера с серьезными материалами наподобие выступления президента Армении по жизненно важным для республики вопросам.
Главным при подаче материала является не содержание информации, а второстепенные аспекты информационного повода, внешняя оболочка подаваемой новости. Про постоянно передаваемые слухи со ссылкой на свои источники (у некоторых они якобы есть даже в Кремле), копипастерство, выдергивание фраз из контекста, ангажированность, можно даже не говорить.
К примеру, для многих армянских СМИ самым важным в выступлении министра энергетики и природных ресурсов Армена Мовсисяна на правительственном часе в парламенте стало не объяснение им ценообразования на российский газ, и почему тарифы на него не снизятся даже с учетом снятия Россией 30% экспортной пошлины, а то, что министр ненароком назвал Путина вместо Владимира Владимировича Владимиром Ильичом.
«Конечно, есть профессиональные СМИ в Армении, но их очень мало, потому что в основном это смесь желтизны и даже не белизны, а черноты. Причем без разницы — это электронные СМИ, пресса, радио или телевидение. Я думаю, что в любой стране общество хавает то, что ему дают. Дашь нормальную вещь – будет воспринимать нормальную вещь. Дашь эту желто-черную полосу – будут хавать это»,- заявил в интервью «Кавказской политике» известный армянский политтехнолог Карен Кочарян.
Что же касается степени воздействия на общество, то, по мнению эксперта, несмотря на бурный рост количества интернет-пользователей, пока на первом месте в Армении телевидение. «Если Интернет такими темпами будет распространяться в Армении, он выйдет вперед, но сейчас, на данном этапе, он на втором месте. На третьем радио, и на последнем газеты. Хотя на самом деле выше первого места то, что говорят в подъезде, на кухне, в маршрутке. Армянское общество более склонно верить именно этим слухам, нежели телевидению, газетам или электронным СМИ»,- добавил Кочарян.
Кризис печатных СМИ
В Армении, как и во всем мире сейчас, печатные СМИ переживают кризис, в связи с чем снижаются тиражи, газеты начинают делать упор на электронные версии своего издания. При этом у кризиса печатных СМИ в Армении есть и свои особенности, о которых в интервью «Кавказской политикой» рассказал политтехнолог и аналитик Виген Акопян.
«Во всем мире пресса делится на желтую и серьезную ( деловую, политическую). В Армении нет этого разделения, у нас все в одном, и в соответствии с этим качество материалов, которые печатаются в этой прессе… У нас идет размытие прессы, так как печатные СМИ все-таки вырождаются, они сами это понимают, и поэтому на их базе создаются электронные СМИ. Сейчас каждый олигарх считает своим долгом открыть пару-тройку электронных сайтов, которые очень разного качества, но по сути такие же, как большинство печатных СМИ — они содержат в себе и желтую прессу, и более или менее серьезную. Поэтому информации, которая содержится во многих изданиях, нужно верить процентов на 50»,- сказал он.
При этом одной из главных причин кризиса прессы Акопян считает отсутствие в Армении рынка рекламы, из-за чего пресса не может обеспечить свою финансовую независимость. «Потому что если в экономике монополия, то зачем монополисту вообще реклама? Например, у нас целый пласт продовольственных товаров находится вне рекламы, так как находится в руках одного человека. А если нет рекламы, нет и независимости прессы, это закон во всем мире. Во многих странах газеты раздают даром, потому что они делают деньги из рекламы. У нас нет нормального рекламного рынка для печатных СМИ, поэтому в подавляющем большинстве СМИ находятся под руководством различных экономически-политических кланов. Поэтому пресса у нас в основном передает месседжи одного клана другому, одной влиятельной экономической группы другой. То, что они не могут сказать прямо за столом во время застолья, они говорят через контролируемую ими прессу», — отметил он.
Наступление соцсетей
В Армении в последние годы стремительно увеличивается количество интернет-пользователей, что естественно ведет к увеличению влияния электронных СМИ и соцсетей (в основном Facebook-а) на формирование общественного мнения в стране. Так, согласно данным исследовательского центра «Регион», около 70% жителей Армении зарегистрированы в социальных сетях: в Facebook 560 тысяч аккаунтов (ежемесячный рост на 20-30 тыс. страниц), в «Одноклассниках» — 775 тыс., а «ВКонтакте» — 310 тыс.
При этом соцсети влияют не только на общественное мнение, но и на традиционные СМИ, и, к примеру, эксперт по информационной безопасности и известный армянский блогер Самвел Мартиросян считает, что соцсети окончательно поглотили армянское медиаполе.
«На сегодня армянское медиаполе очень разнообразно по количеству предлагаемых ресурсов, а с другой стороны лишено этого разнообразия, поскольку все поле вращается вокруг одной только социальной сети, в частности, Facebook… Если эта соцсеть будет отключена на несколько дней, то основная часть из 200 ресурсов, позиционирующих себя как медиа, потеряют своих пользователей, которые находят их только через сеть», — сказал Мартиросян недавно на одной из пресс-конференций.
Сфера медиа должна стать бизнесом
По мнению основателя и директора информационного агентства «АРКА», лидера экономической журналистки в Армении, Константина Петросова, для решения существующих в медиаполе проблем, сфера медиа должна стать бизнесом, медиарынок в республике должен укрупняться, а также должна начать нормально работать армянская экономика.
«Понимаете, если на армянском рынке всего три сотовых оператора, а не пятнадцать, это говорит о том, что рынок может вместить именно столько компаний, иначе их деятельность будет нерентабельной. У нас же в медиапространстве огромное количество игроков, многие из которых не работают в нормальном экономическом поле, не платят налоги. В итоге, мы оказываемся в неравных конкурентных условиях. Я еще не говорю о воровстве информации, о копипастерстве. Сегодня любой может вложить 1,5-2 тысячи долларов, создать сайтик, сидя дома, копипастить материалы агентств, потом вложить 500 долларов в покупку трафика и стать медиамагнатом. А теперь вопрос: если у нас будет множество таких сайтиков, о каком качестве можно будет говорить? Приведите пример, какой серьезный ресурс процитировал какой-нибудь из этих сайтов или купил их информацию? Рынок должен укрупняться. К примеру, нам постоянно говорят о необходимости укрупнения банковской системы, о том, что с маленькими активами банки не могут быть конкурентоспособными. То же и в нашем случае. Как же мы сможем глобально конкурировать в международном медиапространстве и развиваться с таким количеством сайтиков?”, — сказал Петросов.
Борьба против копипаста
А пока же парламент Армении внес поправки в закон «Об авторских и смежных правах», которыми впервые в республике сделана попытка сохранить авторские права в печатных и электронных СМИ. Закон предполагает соблюдение ряда правил, в частности воспроизведение текста «должно быть совершено в объемах, оправдывающих цель», и воспроизведение материала не должно оказывать негативного влияния на количество читателей первоисточника. Впервые в законодательстве был прописан термин «гиперссылка», что в материалах печатных СМИ обязательно должна содержаться ссылка на источник информации, а в материалах интернет-изданий обязательно наличие активной ссылки.
В случае признания судом нарушения данного закона, правообладатель может потребовать возмещения ущерба в размере от 100 до 200 тысяч драмов (около 250-500 долларов), притом в случае с интервью правообладателями выступают как интервьюер, так и ньюсмейкер.