Интервью Чрезвычайного и полномочного посла Армении в Японии Гранта Погосяна агентству Новости Армении – NEWS.am:
- Армения и Япония достаточно далеки друг от друга, причем не только в географическом плане. Могут ли два народа преодолеть различия и эффективно сотрудничать?
- Действительно, по ряду параметров есть существенная отдалённость между нашими странами, хотя в сегодняшнем мире глобализации и технического прогресса географическая дистанция уже не имеет большого значения. В 1992 году Япония установила дипломатические отношения с независимой Арменией, и за все эти годы дружественных отношений помогала, в частности, в рамках программ ODA, становлению и развитию нашего государства. Между тем, в культурно-историческом плане и в области геополитических интересов есть определённая дистанция, и это естественно. Деловые интересы Японии – одного из лидеров мировой экономики, распространены по всем континентам, в основном в Азии, а также в Америке и в Европе. Однако, на карте глобальных деловых интересов Японии наш регион, к большому сожалению, пока не очень заметен. При этом надо признать, что в последнее время Токио начинает проявлять больше внимания к региону, придавая должное значение развитию всесторонних отношений с такими республиками, как Армения. Такие перемены обусловлены, в частности, политическими процессами внутри страны и переоценкой динамики развития мировой экономической системы, особенно прогрессирующей роли Китая. Конкретно в углублении отношений с нашей страной, конечно, большую роль сыграли открытие посольства Армении в Японии в 2010 году и визит президента Саргсяна в Японию в июле прошлого года.
В мае прошлого года я был назначен первым послом нашей страны в Японии, и это не только огромная честь, но и большая ответственность. С момента открытия посольства наши усилия были направлены на всестороннее укрепление и углубление отношений. Кроме визитов, политических консультаций и формирования различных групп сотрудничества, организовано немало мероприятий которые, несомненно, необходимы для создания мостов взаимопонимания. Это концерты, семинары, выставки. В течение полутора месяцев минувшей осенью в центре Ямаха в Токио была открыта выставка, посвященная Араму Хачатуряну. Затем выставка переехала в Осаку, потом в город Нагоя. Проведены несколько концертов армянской музыки с участием наших исполнителей, в том числе и концерт, посвящённый юбилею Хачатуряна. Было организовано несколько форумов, в частности бизнес-семинар «IT’s Armenia» в сентябре, в котором приняли участие около 150 представителей японских фирм по информационным технологиям.
Такие мероприятия дают возможность японцам больше узнать, или как часто это бывает, впервые открыть для себя Армению. В плане взаимной осведомлённости между народами Армении и Японии существует очевидное неравенство. Как известно, японская культура очень распространена во всём мире, даже несмотря на то, что нередко речь идет о наборе клише. То есть все знают, что такое суши, каратэ, икебана, пользуются японской техникой и поют в караоке. Очевидно, такой набор «знаний» далеко не полностью характеризует суть и тонкости японской культуры, и чтобы вникнуть в неё, надо как раз отойти от стереотипного восприятия. А об Армении, к сожалению, в Японии практически ничего не знают, отсутствуют даже клише-образы или факты, которые бы ассоциировались с нашей страной. Поэтому очень важно, чтобы название нашей страны, наши символы, факты, достижения – всё, что нас выделяет, как можно чаще появлялось на разных уровнях, культурном, деловом, туристическом, образовательном.
В числе позитивных подвижек могу отметить рост числа туристов. Отрадно, что приезжают не просто познакомиться с экзотической в японском понимании страной и полюбоваться видом могущественной библейской горы (у японских туристов особое отношение к такому символу) Арарат, но едут и группы с конкретной целью. Так, несколько недель назад в Армении побывала группа студентов университета Васэда. Была даже группа японцев на «винный тур». Приезжают исследовательские экспедиции. Одна из них вместе с Музеем истории занимается восстановительными работами, изучает артефакты. На прошлом этапе проводились восстановительные работы с тканями, теперь переходят на бронзовые экспонаты. Профессор Нагаока при помощи японской техники «таку-хон» (Taku-Hon) уже второй год воспроизводит «слепки» хачкаров на японских традиционных бумагах «ваши». Как только он закончит первый цикл, планируются выставки и издание миниатюр.
- Как Вы считаете, задействуют ли стороны все возможности?
- Хотя немало уже и проделано, но, постепенно задействовав все возможности, уверен, что можно достичь гораздо большего, так как потенциал развития сотрудничества огромный. Одним из наиболее проблемных вопросов остаются инвестиции. Заманить японские компании, желающие инвестировать в экономику Армении на долгосрочной основе, довольно проблематично. Это имеет объяснение, и над решением проблемы мы уже давно работаем. В основном нежелание японских компаний работать на армянском рынке объясняется и ограниченным масштабом самого рынка, и зачастую, просто недостаточной осведомлённостью о его специфике и возможностях. Над этим мы работаем, стараемся показать, что такое Армения, объяснить, что наша молодая республика развивает наукоемкие направления, сотрудничество по которым я считаю наиболее перспективным.
С другой стороны, у японцев свои исследования и свои интересы. В трех из пяти фармацевтических компаний, которые я недавно посетил, обещали серьезно заняться исследованием нашего рынка. Одна компания открыла здесь дистрибуцию своих лекарств – но не производство. Исследовав, они часто приходят к выводу, что инвестиции в производство нерентабельны в сравнении, скажем, со странами Юго-Восточной Азии. Мы, в свою очередь, пытаемся объяснить, что Армения открывает не только свой рынок, но и является выходом на СНГ, Иран и Ближний Восток. Но, признаться, процесс пока идет медленными темпами, на что влияет, в частности, и отсутствие посольства. Очень надеюсь, что все пойдет быстрее с открытием посольства Японии в Ереване. Этим вопросом мы занимаемся с японским правительством уже третий год, и думаю, очень скоро японская сторона сдержит своё обещание и это произойдёт.
- Насколько мне известно, открытие посольства Японии в Армении откладывается по финансовым причинам?
- У Японии существенные внутренние долги. До возвращения к власти Либерально-демократической партии страна пережила период так называемой «внутренней концентрации», меньше уделяя внимания событиям и ситуации международного плана. В итоге Япония начала терять позиции. С приходом к власти премьер-министра Синдзо Абэ политика страны изменилась. Новую экономическую политику так и называют – «абэномика». На мой взгляд, она дает позитивные результаты. На этой волне Япония стала уделять больше внимания нашему региону.
- Есть ли данные о числе проживающих в Японии армян и японцев в Армении?
- По моим подсчетам, в Японии проживает около трех десятков армян. Из них половина проживают в Токио. Надо сказать, что за последние десятилетия цифра выросла в разы. Лет 20 назад на этот же вопрос я шутливо отвечал «4» – я, моя жена и двое детей. Потом постепенно число увеличилось до 10, 20. Наша маленькая «диаспора» проживающих в Японии армян довольно дружна и периодически встречается по поводу национальных праздников и событий. Японцев в Армении меньше 10 человек. По данным японской стороны, зарегистрировано всего 7 постоянно проживающих.
- Что можно сказать о товарообороте?
- Я бы вообще воздержался от упоминания цифр, поскольку в этом контексте они неверно отражают действительность. Дело в том, что значительная часть японских товаров поступает через третьи страны. С постепенным установлением прямых поставок и цифры будут более реально отражать наш товарооборот. Из Армении в Японию поставляется медицинская сыворотка, коньяк и пробиотик «Нарине». Рассматриваются планы по производству армянского мацуна в Японии.
- Прожив в Японии немало лет, Вы не скучали по Армении?
- Ещё в бытность студентом в МГУ у меня появился большой интерес к стране Восходящего солнца, который изначально пробудил во мне японский друг – член нашего «интер-клуба». Впервые приехал в Токио на год в 1987 году по программе обмена молодыми учёными, затем был приглашён на профессорскую должность, и с семьей мы переехали в Японию в 1991 году ещё до развала СССР.
Да, прожил много лет вдали от Армении, но могу твёрдо утверждать, что никогда не терял связи с родиной. Знаете, если выражаться образно, с возрастом ноги у людей «становятся короче». В том смысле, что приближаешься к корням, начинаешь ценить то, чему раньше, может быть, уделял недостаточно внимания. Возможно, это нельзя обобщить как универсальный тезис, но я на своём опыте почувствовал, что познание другой культуры помогает иначе взглянуть на свою и правильнее увидеть ценности родной культуры. Я думаю, что можно окунуться с головой в другой мир, но при этом не терять, а часто и укреплять связь с родной культурой, чётче понять свою идентичность. Это особенно характерно для нашего народа, что, возможно, выработано на генетическом уровне на протяжении веков его нелёгкой истории.
Беседовала Мариам Левина, Новости Армении - NEWS.am