Национальная статистическая служба Армении в конце декабря прошедшего года опубликовала информацию об основных средствах «крупных и средних организаций и государственных учреждений, охваченных статистическим наблюдением» в разрезе отраслей экономики. Хотя последние, вследствие отраслевых различий в структуре основных средств, в принципе несравнимы, все же приведем отдельные показатели. Напомним, что основные средства равны основным фондам, за вычетом из последних нематериальных активов.
Остаточная стоимость характеризует состояние основных средств – чем меньше первая величина, тем выше износ последних. Срок службы капитальных зданий и сооружений может достигать полутора столетий, а производственного оборудования, машин и транспорта несравнимо меньше, считанные годы.
В оптовой и розничной торговле, где велика доля зданий, остаточная стоимость в прошлом году составляла почти 75%. В сфере естественных монополий имеется своя специфика структуры основных средств. Остаточная стоимость последних, в сфере обеспечения электроэнергией и природным газом, составила 68,9%, а по водоснабжению, включая канализацию, а также обработку отходов, ощутимо меньше - 49,0%.
Ясно, что тотальная газификация последнего времени во многом способствовала росту остаточной стоимости основных средств, а аутсайдером в этом отношении явилась распределительная сеть электроэнергии. В последней наиболее дорогостоящим в основных средствах являются высоковольтные силовые понижающие трансформаторы – мамонты, как по габаритам, так и по возрасту эксплуатации. Такое оборудование, после завершения нормативного срока эксплуатации, можно использовать только в щадящем режиме…
Вспоминается курьезный случай, случившийся в преддверии нового тысячелетия. В балансе одной из тогдашних провинциальных электрических подстанций фигурировал грузовой автомобиль, ветеран чуть ли не второй мировой войны. Оказалось, что от машины осталось только… одно из крыльев кузова. Но списать этот фантом не могли, так как на бумаге автомобиль почему-то был целым и невредимым. Вот такая у нас картина с основными средствами в сфере энергетики. В водном хозяйстве состояние не лучше, если не хуже.
В документе «Реализация национальной финансовой стратегии для водопроводно-канализационного хозяйства Армении» (2007 год) отмечается, что к 2004 году 50% водопроводной сети и 45% канализационной сети в стране требовало немедленной (!) замены. Для Еревана эти показатели были выше – 87% и 46% соответственно. Давно отслужившие свой нормативный срок водопроводные трубы являются основной причиной громадных потерь питьевой воды, в столице достигающей, и даже превышающей 80% от ее общих ресурсов.
Но имеется проблема посерьезнее утечки воды – высокие риски распространения кишечных заболеваний, вследствие проникновения в прохудившиеся водопроводные трубы загрязнений, болезнетворных микробов, и так далее. Проблема эта у нас решается самым проверенным и самым дешевым способом – интенсивным хлорированием воды.
Этот метод имеет свои серьезные минусы - многие опасные заболевания связывают с попаданием в человеческий организм хлора или вредных побочных продуктов хлорирования воды. Заметим, что только в системе ЗАО «Ереван джур» имеется девять станций хлорирования питьевой воды.
Так что проблем с хлорированием нет. Проблемы есть только с изношенными трубами, как в энергетике – с упомянутыми «мамонтами». Однако замена давно отслуживших свой срок основных средств, только по линии ЗАО «Электрические сети Армении» и систем водоснабжения страны, потребует многих сотен миллионов долларов в эквиваленте.
Надеяться на амортизационные отчисления не приходится, они, как правило, расходуются на другие цели. Да и величина их вряд ли высокая, с учетом большого износа основных средств. Так что получается замкнутый круг.
Альберт Хачатрян, Новости Армении - NEWS.am