В Турции продолжает углубляться кризис власти. Одновременно с конфронтацией между полюсами политической элиты заметно обострились и противоречия внутри правящей Партии справедливости и развития. Политологи уже открыто обсуждают возможные сценарии развития событий в случае отставки правительства. Даже если Эрдогану удастся сохранить пост премьера, уже почти для всех очевидно, что его шансы стать президентом становятся призрачными. Кто же будет следующим правителем Турции и как возможная смена власти отразится на формально несуществующих армяно-турецких отношениях?
Еще в июне о намерении подать в отставку объявил второй человек турецкого правительства — вице-премьер, бывший председатель Великого национального собрания Бюлен Арынч, позволивший себе критиковать действия Эрдогана в связи с событиями в парке Гези. Лишь вмешательство в конфликт президента Абдуллы Гюля позволило тогда избежать раскола. Сейчас уже раскол очевиден. За последние недели ряды правящей партии покинуло несколько десятков ее видных деятелей, в том числе 9 депутатов парламента и несколько отстраненных министров. На основе отколовшегося от ПСР осколка может быть сформирована новая политическая сила. Число независимых парламентариев в меджлисе достигло 12-и человек. При нынешних темпах оттока из фракции парламентского большинства уже очень скоро в законодательном органе может быть создана депутатская группа, вокруг которой образуется политическая партия. Кто ее возглавит и кого она поддержит на президентских выборах? Большинство обозревателей склонно полагать, что в результате кризиса заметно крепнут позиции Абдуллы Гюля. Именно его прочат в лидеры бывших соратников Эрдогана. “Желающие выйти из правящей партии не должны терять времени, иначе потом они будут выглядеть как крысы, бегущие с тонущего корабля”, — заявил покинувший фракцию парламентского большинства депутат меджлиса Идрис Бал. А бывший министр культуры Эртегул Гюнай призвал государственных чиновников и представителей силовых структур “не подчиняться противозаконным приказам правительства”. Те, кто подчинится этим приказам, не избегут наказания в будущем”, — заявил бывший член правительства, еще 3 недели назад сам подчинявшийся этим самым приказам.
Рост влияния Абдуллы Гюля действительно заметен. Но все-таки очевидно, что главным постановщиком политического спектакля является другой человек. Принято считать, что нынешний “коррупционный скандал” стал результатом усилий влиятельного богослова, бизнесмена и политика Фетуллаха Гюлена. Гюлен, ныне проживающий в США, является основателем исламской секты “Нур”, лидером религиозно-философского движения “Хизмет” и главой грандиозной индустриально-финансовой империи, включающей средства массовой информации, банки и промышленные предприятия. До недавних пор он считался старшим другом, надежным соратником и покровителем премьера Эрдогана. Во многом именно благодаря его поддержке Партия справедливости и развития в 1998-м году пришла к власти. Но между союзниками пробежала черная кошка. Вовсе не случайно то, что за громкими разоблачениями, приведшими к арестам высокопоставленных чиновников, стоят нурсисты, верные Гюлену. (Таковых в силовых структурах Турции очень много.) Эрдоган назвал эту кампанию попыткой государственного переворота и санкционировал уголовное преследование правоохранителей, предъявивших обвинения членам его администрации. Гюлен в ответ публично проклял Эрдогана. Он просил Всевышнего “предать огню дом и разрушить очаг того, кто оставляет воров на свободе и гоняется за теми, кто ловит воров”. По утверждениям оппозиционной турецкой прессы, в конфликте Эрдогана и Гюлена на стороне последнего и президент Гюль, и лидер Народно-республиканской партии НРП Кемаль Кылычдароглу. Президент вопреки ожиданиям премьера не высказался в защиту правительства, а наоборот, призвал расследовать все поступившие сигналы и наказать виновных вне зависимости от их статуса и положения. Что же касается Кылычдароглу, то он, по некоторым сведениям, встретился с Гюленом в Пенсильвании буквально за две недели до начала коррупционного скандала. Эта информация послужила основанием для вывода о том, что лидер религиозного движения “Хисмет” и предводитель кемалистов действуют согласованно.
29 декабря министр иностранных дел Ахмед Давутоглу от имени правительства предложил Фетуллаху Гюлену вступить в диалог. Он подтвердил, что премьер Эрдоган пригласил ему вернуться в Турцию. (Гюлен в 1998-м году вынужден был эмигрировать в США в связи с выдвинутым против него обвинением в попытке свержения светского строя.) Пятого января стало известно о некоем послании, которое было передано Эрдогану от имени Гюлена. Глава правительства заявил, что его бывший друг и соратник предлагает “перемирие”. Эрдоган сказал, что готов обсуждать компромиссы со всеми своими оппонентами. Полагаю, сложившуюся ситуацию следует комментировать так — премьера ослабили и сейчас будут диктовать ему условия. Никогда еще Эрдоган не был столь беспомощным, как сейчас. Этим стараются воспользоваться все, кто только может. Генералитет уже воспользовался. Верховное командование армии потребовало пересмотра уголовных дел, связанных с разоблачением группировки “Эргенекон”. Эрдоган вынужден был согласиться. Он уже дал Министерству юстиции соответствующие поручения. В результате на свободу могут выйти главные идеологи антиармянской кампании. (Известно, что главари “Эргенекон” стоят за убийством Гранта Динка, покушением на жизнь константинопольского армянского патриарха Месроба Мутафяна.) Выйдя из тюрьмы, махровые армянофобы станут героями и займутся политикой. Рост их влияния крайне опасен для нас. От неизбежного усиления военных тоже ничего хорошего ждать не следует. Да и сам Гюлен (кстати говоря, уроженец некогда армянского города Эрзрум) для нас далеко не безобидная фигура. Особенно если учесть его тесные связи с азербайджанскими радикалами и с исламистскими экстремистскими группировками. Во многих странах, в частности, в России возглавляемое Фетуллахом Гюленом движение “Хизмет” признано террористической организацией. В 2012-м году решением московского суда ряд книг Гюлена был включен в список экстремистской литературы.
В Баку ослабление Эрдогана и активизация последователей Гюлена обрадовала очень многих. В Азербайджане, где “Хизмет” имеет 12 лицеев и несколько духовных центров, Фетуллах Гюлен пользуется немалым влиянием. В бакинском университете “Кавказ” студентов заставляли выучить наизусть и зачитывать перед лекциями проклятие, которое Гюлен наслал на Эрдогана. А лидер движения “Друзья Азербайджана” Эльман Мустафазаде призвал нурсистов покончить с “грузинским отпрыском Эрдоганом, растоптавшим честь турецкой нации”. (Турецкий премьер не скрывает того, что является этническим лазом. Его предки были принявшими ислам грузинами.) Представители политической элиты Азербайджана, до недавних пор недооценивавшие влияние Фетуллаха Гюлена, бросились наводить с ним мосты. Контакты с ним легче налаживать оппозиции. Народный фронт Азербайджана и партия “Мусафат” в годы карабахской войны пользовались помощью, которую “Хизмет” посылал братьям по вере для борьбы с “неверными”.
Примечательно, что Гюлен пытался распространить свое влияние и на Армению. Недавно на официальном сайте движения “Хизмет” появилась любопытная публикация. В ней говорится: “Несмотря на большое противостояние, Фетуллах Гюлен провел работу по учреждению образовательной программы в Армении. Он убедил группу турецких бизнесменов открыть школу для молодежи в столице Армении”. Что имеется в виду — неясно. Но утечка информации о планах Гюлена относительно Армении, полагаю, должна заинтересовать наши спецслужбы. Кто же они — загадочные турецкие бизнесмены, которые были готовы вкладывать средства в развитие образовательных программ в Армении?..
Артем Ерканян, "Новое время"