Баку часто называли, а некоторые до сих пор называют «городом интернациональной дружбы». Я бы внесла маленькую поправку - лжеинтернациональной дружбы. Да, Баку был многонациональным городом, а Азербайджан - многонациональной республикой.
По-другому и быть не могло с искусственно созданным государством. А сказ про братство народов придумали большевики, которые и стали усиленно насаждать здесь пролетарский интернационализм, т.е. солидарность пролетариев разных наций в борьбе против эксплуататоров. Страх сталинских времен также сыграл свою определенную роль. Идеология прижилась, но только на бытовом, «соседском» уровне, но не дальше. Несмотря на кажущуюся дружбу, настороженность друг к другу присутствовала всегда, также как и попрание прав национальных меньшинств, и в особенности армян, во всех сферах жизнедеятельности.
Уместно упомянуть, что в свое время Азербайджанский Госиздат (Баку, 1965) выпустил подготовленную Институтом истории АН Азербайджанской ССР книгу «Герои Советского Союза – сыны Азербайджана», где указана цифра – 102 героя. Но на самом деле у Азербайджана 42 героя, остальные 60, мягко говоря, украдены у русских, армян, украинцев и других. Даже Рихард Зорге (внук друга Карла Маркса – Альберта Зорге) чудом стал «азербайджанцем» и вошел в эту книгу героев. Исключением можно было бы назвать спортивную сферу, где, как говорится, факт был налицо и подмены были невозможны, хотя некоторых спортсменов заставляли менять окончания армянских фамилий – «ян» на «ов». Иногда это делалось без ведома на то спортсмена, вследствие чего возникали недоразумения, недовольных спортсменов-армян обвиняли в национализме, и они были вынуждены или оставить спорт, или переехать в другую республику. Примеров масса, а рамки одной газетной статьи не позволяют перечислить даже часть из них.
Интернационализм полностью превратился в фарс в начале 70-х годов - с приходом к власти Гейдара Алиева, когда со всех руководящих должностей были смещены армяне, русские, евреи, а их места заняли азербайджанцы, когда азербайджанский национализм был возведен в ранг государственной политики и стал активно насаждаться среди населения, при этом опять же прикрывались интернациональной дружбой народов.
О какой интернациональной дружбе может идти речь, если в памяти еще свежи воспоминания черной бакинской недели, когда с 13 по 19 января в «интернациональной» столице Азербайджана шла настоящая резня армян. Улица Ленина – одна из центральных в Баку, была залита кровью. Чудом оставшиеся в живых армяне с ужасом вспоминают сцены расправы с их соседями и близкими, которые были расстреляны в упор, сброшены с балконов, сожжены заживо и даже расчленены беснующимися толпами азербайджанцев. По словам свидетелей, на митингах звучали призывы изгнать армян из Баку. В толпе раздавались антиармянские призывы, после которых, как правило, и происходили самые ужасные события. А у лидеров толпы как бы невзначай оказывались списки тех армян, которые еще не успели уехать из города. Нападали и на мужчин, и на женщин, на молодых и старых только потому, что они были армянами. Быть армянином в Азербайджане означало быть заранее приговоренным к смерти. Откуда столько ненависти и жестокости к людям, которые строили, украшали и укрепляли этот город, преумножали его славу своими талантами и достижениями? Такое чувство не могло появиться в одночасье, ненависть к армянам насаждалась годами. Это и есть «интернационализм по-азербайджански». Армянский вопрос в Баку решался по чисто турецкому сценарию – «нет армян - нет проблемы», то есть путем истребления армян - Геноцида.
И, наверное, поэтому Азербайджан вошел в пятерку толерантных стран мира. Каждое слово имеет свое определение. Судя по высказываниям азербайджанской элиты, у них несколько видоизмененное понятие этого слова, оно в корне отличается от толерантности в классическом его понимании. Толерантность, по их мнению – это лишение граждан страны другой национальности самоидентификации, культуры, языка, истории.
Толерантность по-азербайджански – это этнические чистки, погромы и депортация, которые коснулись не только армян, но и представителей других национальностей – русских, грузин, евреев, а сегодня продолжаются в отношении лезгин, талышей, авар. Это в «толерантной» стране разрушаются историко-культурные ценности других народов. «Толерантный» Азербайджан не щадит ни людей, ни памятники культуры и истории, ни даже могилы, о чем свидетельствуют уничтожение армянского кладбища Старой Джуги, снос армянского кладбища в Баку. Это в «толерантном» Азербайджане подвергается гонениям любая другая религия. Это в «дружественном и терпимом Азербайджане» не разрешают носить футболки с надписью «Дагестан», останавливают автомобили и штрафуют водителей только за то, что оттуда доносится аварская музыка и т.д. и т.п. Президент «толерантного» Азербайджана чуть ли не ежедневно пропагандирует ненависть ко всему армянскому народу, угрожает военными действиями, во всеуслышание заявляет, что армяне всего мира являются врагом номер один для Азербайджана, героизирует преступника Рамиля Сафарова, топором убившего спящего армянского офицера. Примеров «толерантности» и «интернационализма» Азербайджана можно приводить бесконечно. Понятно, что Азербайджан изо всех сил старается предстать перед мировым сообществом как толерантное демократическое государство. Для этого он не жалеет ни сил, ни средств для подкупа представителей мирового политического истеблишмента, которые идут на сделку с совестью и раздувают образ «толерантного Азербайджана», на который нам всем надо равняться. Цинизм или клоунада?.. Судите сами.
Мы же молча помянем жертв черной бакинской недели. Прошло 24 года с тех трагических дней, а бакинские погромы, как и сумгаитские, кировабадские, а также другие акты вандализма, совершенные в Азербайджане в отношении армян, так и не удостоились должной политической оценки. Со стороны «толерантных» азербайджанских властей отсутствует даже намек на покаяние, наоборот, они стремятся вычеркнуть из истории эту черную неделю (13-19 января), в ходе которой в Баку были убиты сотни и изгнаны десятки тысяч армян. Вместо этого они возвели в ранг национальных героев погромщиков и убийц и построили в их честь так называемую «Аллею шахидов» - «Аллею мучеников».
Эвика БАБАЯН, "Азат Арцах"