Прогнозы о вероятном изменении геополитической картины на Среднем Востоке и Южном Кавказе делались еще в первой половине прошлого года, в центре которых главным образом были сирийский кризис и так называемая оттепель в ирано-американских отношениях. Договоренность между США и Россией по сирийскому химическому оружию не могла не повлиять на политические процессы в упомянутых регионах. Достигнутая договоренность прежде всего была мессиджем Турции, чьи далеко идущие цели как на Среднем Востоке, так и Южном Кавказе более чем очевидны.
В ряду политических развитий в Южнокавказском регионе особый интерес представляют российско-грузинские отношения. Ничего переломного в отношениях двух стран пока нет, однако они наполнились определенным содержанием в плане ведения политического диалога, что обусловлено уходом с арены бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. Нынешний этап российско-грузинских отношений как нельзя лучше характеризуют уровень торгово-экономических связей и тенденции развития. По информации сайта «Новости – Грузия», за 11 месяцев 2013 г. товарооборот между Грузией и Россией вырос на 43%, составив 680 млн. долларов, а экспорт товаров из Грузии в Россию за указанный период превысил 161 млн. долларов. В этом плане РФ уступает Турции, Азербайджану и Украине. По словам президента Грузии Георгия Маргвелашвили, заметные сдвиги в экономической сфере создают позитивный фон для обсуждения политических вопросов. Президент выразил убежденность, что грузинские власти избрали правильную политику в отношениях с Россией. Та политика, которую мы сейчас проводим, думаю, идет в правильном направлении, сказал он.
Президента Грузии дополнил президент РФ В. Путин: согласно его заявлению, визовый режим между Россией и Грузией нуждается в пересмотре, и вопрос должен рассматриваться на экспертном уровне. Впечатление такое, что главы двух стран заинтересованы в доведении межгосударственных отношений до определенного уровня.
В контексте российско-грузинских отношений рассматривается вопрос возможного задействования Абхазской железной дороги, решение которого будет означать провал некоторых экспансионистских программ Турции. Это заставит пересмотреть стратегию трехстороннего блока Азербайджан – Грузия – Турция. Напомним, что на состоявшейся в минувшем году в Москве встрече президента РА Сержа Саркисяна с президентом РФ Владимиром Путиным был обсужден вопрос Абхазской железной дороги. Глава Армении особо подчеркнул значение железной дороги, отметив, что сам он надеется в данном вопросе на позитивные сдвиги. Задействование дороги принесет большую пользу экономике Армении, и не только. По его словам, на сегодняшний день для доставки одной тонны груза из Москвы Ереван затрачивает около 190 долларов, и это достаточно большая сумма.
Проблематичными в отношениях России и Грузии являются абхазский и югоосетинский конфликты. В конце декабря свою точку зрения выразил экс-премьер Грузии Бидзина Иванишвили, отметив, что отделение указанных территорий от Грузии произошло с помощью России. Тем не менее, Иванишвили счел обнадеживающим публичное заявление Владимира Путина: народы сами должны определять свои отношения, в которые Россия не намерена вмешиваться. И хотя президент Грузии Маргвелашвили еще раз напомнил о территориальной целостности в рамках международно признанных границ, он все-таки высказался за совместное обсуждение вопросов, представляющих взаимный интерес.
Вне контекста южнокавказских региональных процессов развития нельзя оставлять армяно-грузинские отношения. С этой точки зрения заслуживает внимания прошедшая в середине декабря в городе Алаверди Лорийской области конференция на тему «Перспективы армяно-грузинского межпарламентского сотрудничества», где первым вопросом повестки было задействование Абхазской железной дороги. Другой важный вопрос касался сформировавшихся вокруг РА и Грузии экономических зон, которые появились после предпринятых Арменией мер по вступлению в Таможенный союз и установления ассоциативных отношений Грузии с Евросоюзом. На открытии конференции присутствовали спикеры парламентов РА и Грузии Овик Абрамян и Давид Усупашвили. По сообщению армянских СМИ, стороны признали, что за последние 8-9 лет между армянскими и грузинскими парламентариями не было встреч. Как армянские, так и грузинские депутаты объяснили ситуацию тем, что в указанный период оба государства имели противоположные внешнеполитические ориентиры.
Сложившаяся новая ситуация стала главной темой обсуждений: отныне армяно-грузинская граница будет рассматриваться как граница экономического пространства ассоциации с Евросоюзом и стран Таможенного союза. На Вильнюсском саммите, как известно, Грузия парафировала соглашение об ассоциации с Евросоюзом. С этой точки зрения, как отметили участники конференции, актуальным становится преодоление неизбежных преград в двух разных плоскостях, что требует от обеих сторон большой готовности. Проблемы же эти связаны с транспортом, товарооборотом, другими экономическими процессами. Постоянная комиссия по внешним отношениям Национального Собрания РА отметила важность готовности сторон развивать отношения. Был обсужден и вопрос о том, что в международных парламентских форматах армянские и грузинские депутаты в полярных плоскостях должны суметь выступать хотя бы с нейтральных позиций.
Итак, улучшение армяно-грузинских и российско-грузинских отношений в условиях расширения Таможенного союза обретает новое звучание. У Армении есть ожидания от Таможенного союза, которые могут стать реальностью в результате благоприятных региональных развитий. Разумеется, время покажет, насколько реализуемы заверения глав трех стран. Однако ясно одно: экономическое сотрудничество Армения – Грузия – Россия и, в частности, российско-грузинский политический диалог будут способствовать сохранению на Южном Кавказе стабильности и безопасности.
.
Рузан ИШХАНЯН, "Азат Арцах"