Следовало бы понимать, что в Турции проживает многочисленный армянский субэтнос, который своей родиной считает Турцию и связывает с развертыванием политических, экономических, социальных процессов в этой стране свое будущее. Это население проживает на обширных территориях от Сваса и Дерсима до границ Сирии, Ирака и Ирана, составляя во многих районах и подрайонах большинство. При этом, нужно различать некоторые группы армян: крипто-армян, армян-мусульман, армян-алавитов, а также ассимилированных армян.
У данного населения довольно сложные взаимоотношения с курдами. В одних случаях они партнеры, в других – находятся в явно недружественных отношениях. Данные отношения во многом зависят не только от землепользования и других экономических факторов, но и от политических устремлений и амбиций, в первую очередь, курдских политиков.
Руководители ведущих курдских политических партий пытаются соблюдать правила игры, обговоренные с различными этническими группами в Анатолии, в том числе, и с армянским суб-этносом. Хорошо известно, что имеются не только постоянные отношения курдов и армян, но и определенные договоренности, которые рассматриваются в связи с определенными событиями.
По политическим предпочтениям армян Анатолии можно различать следующим образом: те, кто считает, что Турция не может существовать далее как целостное государство, и солидарны с курдским движением (различными организациями); те, кто связывает свою судьбу с развитием демократии и права в Турции.
Сейчас хорошо известны настроения и намерения тех политических центров курдов, которые испытывают почти нескрываемую враждебность к армянам, мотивы и факторы данных настроений хорошо известны, так же как то, в каких отношениях находятся различные курдские группировки и политические организации курдов между собой по поводу армянских проблем. Определенные группы армянского субэтноса в Турции хорошо осведомлены об этом и пытаются контролировать данные настроения и намерения.
В настоящее время данные группы переживают период координации отношений между собой, что привело к возникновению новой политической ситуации в Восточных вилайетах Турции, на что не могут не реагировать курдские политические организации. Конечно, турецкое государство обладает всеми возможностями для разжигания вражды и недоверия между различными этническими и группами, и соответствующие службы, несомненно, разработали приемы управления данной ситуацией. Но можно утверждать, что некоторые осложнения, возникающие между курдами и этническими группами армян в Турции, происходят главным образом по причине соперничества между двумя основными течениями в курдском национальном движении – «Курдской рабочей партией» и «Партией демократии и мира».
Как известно, вторая партия на определенном этапе отмежевалась от Рабочей партии, оставаясь в тесных отношениях с ней, по принципу хорошо известных ирландских политических партий. В обеих партиях существенно присутствие армян, и это оказывает влияние на определенные решения, и дискуссия в основном ведется о мере радикализма. Наряду с этим, возникают проблемы личностного характера, в которых армяне также играют некоторую роль.
В настоящее время происходит разработка различных стратегий курдским национальным движением, что нуждается в апробировании в определенных кругах, и в этой части деятельности армяне играют более важную роль. Например, возникли споры по поводу планов по «курдизации» Азербайджанской республики, что вызвало много вопросов в курдских кругах.
Сейчас над курдским национальным движением и вообще над населением Восточной Анатолии нависла большая угроза, связанная с провалом процесса демократизации Турции и, параллельно, с ухудшением экономического и социального положения. Очень вероятно, что определенные политические круги в Анкаре предпочтут применение силовых методов в этих вилайетах, с целью изменения политической обстановки в стране. Будет поднята волна шовинизма и расизма, что призвано вызвать жесткую борьбу с демократическими организациями.
Очень простая и испытанная схема, примененная в Турции много раз. Это, конечно же, еще более ухудшит отношения Турции с США и НАТО, а также Европейским Союзом, но Турция может поддержать Россия. Но дело не в этом, это касается только внешнеполитических аспектов. Гораздо важнее внутриполитическое положение в стране, и вряд ли внешние заинтересованные центры силы вполне понимают реальные перспективы, связанные с положением в Турции.
Перед Западом встанет задача, каким образом сочетать стратегические и региональные интересы по поводу Турции. До сих пор Запад предпочитал соблюдать баланс между требованиями демократии и военного партнерства с Турцией. Что делать далее, если в Анатолии произойдут более радикальные события, мало кто представляет на Западе.
Но это не означает, что никто на Западе не разрабатывает проекты по будущему Анатолии. Происходят разработки одновременно как в рамках «левого», так и «правого» проекта. Это происходит не первый год, но события в Сирии и в Ираке, а также урегулирование американо-иранских отношений и попытки сближения Турции и России, дали понять американцам и их главному партнеру в Европе по проблемам Турции - Германии, что нужно активизировать предполагаемые инициативы в формате политических проектов.
Сейчас как никогда раньше сложились благоприятные условия для реализации обоих проектов, хотя бы отчасти. Американцы уверены, что эта политика будет поддержана НАТО и ведущими государствами Европы и Ближнего Востока. Такой ситуации еще никогда не было. Перед данным предстоящим рывком НАТО в направлении «большой диагонали» в Передней Азии нужно решить некоторые сложные вопросы.
Не так давно человек оригинального аналитического мышления и политический автор Гайк Баланян навел меня на мысль о возможной интеграции Иракского Курдистана с Турцией, причем, это предположение было выдвинуто еще тогда, когда для данного утверждения не было никаких оснований. Однако, более-менее подробное рассмотрение этого сценария привело к пониманию очень многих и различных линий поведения, и главное, к пониманию того, чей этот проект.
Видимо, пришло время выложить карты разработчикам, что может стать мировой сенсацией. Игнорировать частности недопустимо, если речь идет о большой политике. Поэтому, проблемы небольших этнических групп могут стать важным фактором мировой политики. Это, несомненно, содержит и угрозы и надежды на прорыв столь закостенелой геополитической конфигурации.
Игорь Мурадян, http://www.lragir.am/