Сопоставление разных видов искусства, воплощенное в совместной выставке, – достаточно частое, но несомненно интересное и занимательное событие в выставочной жизни Москвы. «Диалог молча» двух авторов – скульптора Гургена Петросяна и живописца Юрия Григоряна (младшего) является основой их совместного проекта.
К этому обмену мнениями посредством языка скульптуры и живописи можно добавить «поколенческую» общность художников и присущую обоим профессиональную «выучку», направленную на индивидуально-неординарное видение реальности и «символическую», многозначную глубину осмысления мира. Как Г.Петросян, так и Ю.Григорян окончили художественные вузы, сразу же начали участвовать в выставках, и вскоре сумели привлечь внимание и коллег «по цеху», и широкого зрителя. Оба мастера активно выставляются в России и на международной арт-сцене.
Постоянно экспериментируя, cкульптор Гурген Петросян использует разнообразную «палитру» направлений этих экспериментов – монументально-декоративная скульптура, станковая скульптура и малая пластика. Художник, прежде всего, ставит акцент в своей деятельности именно на станковых работах, так как в этом направлении он чувствует себя более творчески независимым. По словам Г.Петросяна – он формалист. Действительно, Г.Петросян последователен в стремлении «мыслить в материале» и понимании его сущности. Это не имеет ничего общего ни с советским ругательным «формализмом», ни с обывательской трактовкой этого термина. Его «формопоиски» – искажение пропорций, уход от «закоснелой» реалистичности-академичности скорее говорят о поисках в области «знаково-символического». Работы Г.Петросяна отсылают к «каноничности» скульптуры древних цивилизаций, выразительности первобытной пластики, а также к модернистской традиции, но являются самобытной попыткой передать действительность в форме обобщающего знака, визуально «отточенного» и одновременно многозначного.
Юрий Григорян (младший) также, но по-своему, создает работы на пересечении эстетических течений. Сквозь внешние влияния «клиповой» культуры и отсылки к фотообразу отчетливо виден автор, увлекающийся экспрессией живописной, почти «скульптурной» фактуры, которая, как может показаться, является и способом и самоцелью творческих поисков. Такого рода сочетание может охарактеризовать художника как «формалиста». Однако, сознательное совлечение статичности образов, состоящих из малозначимых деталей-фрагментов действительности с цветовой и пластической экспрессией создает мощный эффект перехода от «частей» реальности к ее «символическому» обобщению. Нужно отметить, что художник нарочито упорядочивает зрительный ряд, выстраивая последовательную серийность. «Расчетливость» и «методичность», помноженные на живописно-формальную привлекательность уводят зрителя от литературно-повествовательной трактовки каждого образа в сторону осмысления «монумента моменту», который в результате создается.
Предстающий перед зрителем диалог двух разнонаправленных авторов раскрывает близость их творческих позиций и интерес к визуальной стороне искусства. Оба, в присущей им манере, без лишних слов и внешней вербальной нагрузки стараются показать, а не рассказать о том, что не видимо. Увидеть символы и знаки, скрытые в действительности, ну или сделать нас более осведомленными об их существовании.
Валерия Олюнина