Это интервью мы получили из Индии. Собеседником автора интервью является духовный пастырь армянской общины Индии, управляющий Армянской гуманитарной семинарии Калькутты отец Хорен ОВАННИСЯН. - Святой отец, расскажите, как и когда начала формироваться армянская община Индии.
- Армяно-индийские контакты своими корнями уходят в далекое прошлое. Еще древнегреческий историк Ксенофонт рассказывает, что царь Персии, намереваясь отправить посольство в Индию, обратился к армянам как к людям, хорошо знающим пути в эту страну. Во времена Багратуни армянские купцы также активно торговали с Индией. Царь Смбат II Багратуни велел доставить для Кафедрального собора Ани драгоценную хрустальную люстру из Индии. Селиться в Индии армяне также начали очень давно. Так, уже в 1630 году в основании Калькутты деятельное участие принимало множество армян. Что же касается самой общины, то хочется привести слова великого Сарояна: «Честность, благородство, отвага, простота и предприимчивость моего народа доставляют мне чувство гордости: эти добродетели - наследие истинных армян. Они питали мою жизнь, и я признателен за это».
В свое время армянские колонии Индии были самыми сильными и развитыми из всех: первый армянский печатный орган, знаменитый Мадрасский кружок, проповедовавший идеи освобождения Армении, армянские типографии, множество издающихся газет, действующих церквей, первая из которых была возведена в 1547 году, женский благотворительный союз, театр, школы… А щедрость меценатов-армян из Индии до сих пор достойна всяческих похвал и подражания.
Армянская колония и жила достойно. Армяне умели ценить приютившую их гостеприимную страну и сами пользовались уважением. Взять хотя бы такой примечательный факт: во время войны 1760?1764 годов против английских колонизаторов главнокомандующим индийскими войсками был Горгин-хан?- армянин Григор Арутюнян. А вообще о видных индийских армянах можно рассказать очень многое - это тема отдельной беседы.
- Какова сегодня жизнь армянской общины Индии?
- Должен с сожалением констатировать, что картина сегодня иная. От славного прошлого остались одни воспоминания - небольшая колония со смешанными браками. Есть у нас дом престарелых, который я регулярно навещаю, привожу туда своих воспитанников - порадовать стариков песнями и танцами. В течение года, что я на этой должности, мы заново открыли имеющий почти столетнюю историю Армянский клуб, в честь десятилетия пребывания на патриаршем троне католикоса Гарегина II открыли благотворительную больницу, носящую его имя, проводим в армянских церквях венчания и крестим детей.
- Сколько армянских церквей в Индии?
- Во всех концах мира, где формировались армянские колонии, их первым делом было строительство церкви. Не составляла исключение и Индия. Здесь сегодня имеется семь армянских церквей, из которых пять - в Западной Бенгалии. В течение многих десятилетий эти церкви были молчаливыми свидетельницами эмиграции армян, постепенно пустеющих от армян Мадраса и Дели, Бомбея и Калькутты. Сейчас в трех церквях Калькутты поочередно проводятся воскресные службы. Церковь Святого Алтаря обслуживают воспитанники Армянской гуманитарной семинарии. А церкви Сайдабада, Чинсурайи, Мадраса и Бомбея посещаем во время паломничеств или по особым случаям. Патриотические усилия, предпринимаемые семинарией, способствуют духовному пробуждению и укрепляют жизнеспособность общины.
- Когда была основана Армянская гуманитарная семинария и по каким программам ведется там обучение?
- Семинария была основана в 1821 году и с тех пор действует без перерывов. В ней учатся армянские дети из Армении, Ирана, Ирака, а также из местных армянских семей. Обучение ведется на английском языке. Из арменоведческих предметов у нас изучают армянский язык и литературу, историю армянского народа и историю армянской церкви. Преподавание арменоведческих предметов осуществляется по программам Министерства образования и науки РА. Срок обучения - десять лет. После окончания семинарии ее выпускники продолжают учебу в самых престижных колледжах города. Очень часто, посещая в качестве родителя и опекуна колледжи, в которых учатся мои воспитанники, и слыша похвалы в их адрес, я чувствую себя польщенным и вознагражденным.
В городе, число жителей которого в несколько раз превышает все население Армении, Армянская гуманитарная семинария являет собой миниатюрную Армению. В будущем году нашей семинарии исполнится 190 лет - это старейшая и единственная школа армянской диаспоры, все это время действовавшая без перерывов. Почти двухвековой юбилей этого исторического для нас очага образования мы должны ознаменовать новыми достойными инициативами.
- Армянской общественности более известен Мадрас…
- Да, действительно, одна из самых славных и незабываемых страниц летописи армянской истории связана со знаменитым южноиндийским городом Мадрасом. Мадрас стал духовным и культурным центром армянской общины Индии. История свидетельствует, что в процессе духовного развития каждого народа появляются личности, которые как бы воплощают в себе и олицетворяют его историческое бытие, настоящее и будущее нации. Такими личностями были мадрасские армяне. К сожалению, армянская общественность мало или почти ничего не знает об оставленном ими духовном наследии. В 2012 году исполняется 300 лет «Армянского Мадраса», и мы должны достойным образом отметить заслуги «Аздарара» - предтечи армянской печатной прессы, а также память великих патриотов Шаамиряна и Шмавоняна, знаменитого Мадрасского кружка и многое другое.
- Выходят ли сегодня в Калькутте или каком-нибудь другом индийском городе армянские газеты?
- Местные армяне даже не упомнят, когда в последний раз в Индии выходила армянская газета. Но… «…Хотя мы и небольшая грядка, и числом очень ограничены, и обделены могуществом, и многократно бывали покорены другими государствами, но ведь и в нашей стране свершено много подвигов мужества, достойных быть письменно увековеченными…» Эти слова отца армянской истории Мовсеса Хоренаци стали стимулом для армянской общины Индии. В этом году выйдет в свет двуязычный (на армянском и английском) документально-хроникальный альманах «Армяне Индии». Чтобы точнее представить значение и назначение этого издания, приведу фрагмент из напутственного благословения католикоса Гарегина II: «Это издание, отражающее жизнь проживающих в Индии сынов нашего народа, с его историческими и документальными публикациями и исследованиями будет служить заветному делу укрепления национального самосознания и обновления веры наших чад».
Гоар ДУРГАРЯН, "Собеседник Армении"