В эти дни, наблюдая за тревожной ситуацией в армянском Кесабе, захваченном бандами экстремистов с турецкой стороны, поневоле сознаешь, что мировое сообщество, кроме выражения обеспокоенности и декларативных обвинений, не может ничего поделать с погромщиками, захватившими чужую территорию и имущество. И как и 100 лет назад, бандиты останутся безнаказанными, а удастся ли кесабцам вернуться в родной край, никто точно не знает.
...В 1915 году из большого рода отца в Хоторджуре (местность в Эрзерумском вилайете) оставался только он. За несколько дней до прихода турок его, 13-летнего, вместе с другими детьми с помощью французских миссионеров переправили через Трабзон в Батуми. Многие хоторджурцы работали в России. Там, в Ставрополье, имел свою пекарню мой дед Григор.
Но встретиться отцу и сыну не довелось. В Харькове эшелон был остановлен, пассажиры высажены из-за чумы на Ставропольщине. Болезнь унесла и деда, искусного пекаря, представлявшего Россию на европейском конкурсе в Париже и получившего там серебряную медаль.
Мой отец обосновался в Харькове, где было много мастеровитых ремесленников-армян. Многочисленная армянская община организовала ансамбль, исполняющий национальные танцы. Отец был солистом. Перед гастрольной поездкой в Москву решили дать коллективу самобытное название - "Тайк" или "Карин", в память о родных краях. Обратились к городским властям. Но в итоге попали в категорию "националистов". И в 1933 году многих харьковских армян сослали в Сибирь и Казахстан. Эту массовую депортацию сегодня не вспоминают.
Семья наша хлебнула лиха. Мои старшие сестры родились в Омске и Новосибирске, а я - на Тюменщине. Причем отца я в раннем детстве не видел. Сразу после моего рождения отца отправили еще дальше - в Красноярск. Как и многих других выходцев из Эрзерума. Вот так их разбросало по свету...
Сегодня в Сирии гибнет армянская община Кесаба, последний осколок Киликийского Армянского царства. Сведения о количестве убитых противоречивы. Но факт, что армяне в очередной раз изгнаны из родного очага, а нажитое ими добро досталось человеку с ятаганом или автоматом. Какая разница?
Неужели и на этот раз мировое сообщество умоет руки и устранится от действенных шагов по сохранению армянской общины Кесаба?
Борис КЮФАРЯН, потомок эрзерумцев
"Голос Армении"