22 года назад, 14 апреля, всех потрясла весть о трагической гибели председателя Верховного Совета Нагорного Карабаха Артура Мкртчяна.
А. Мкртчян был одним из активистов Карабахского движения, который почитал национальные ценности и для которого изначально было понятно, что вопрос существования нашего народа неразрешим без его консолидации и борьбы. Будучи наделенным высокими человеческими качествами, он оказался в водовороте Движения как признанный обществом человек и организатор. Артур Мкртчян встал у руля управления республикой в сложный период.
Первый председатель Верховного Совета НКР руководил вторым армянским государством всего 97 дней, однако его личность, жизненный путь и судьба оставили в новейшей истории армянского народа такой неизгладимый след, что его имя навеки останется в людской памяти. Трагичность его судьбы стала символом трагизма самого сложного, пожалуй, периода минувших лет.
С началом Карабахского движения Артур Мкртчян стал его активным участником, подписав в числе 9 человек письмо М. Горбачеву. В тот период столь смелый шаг был для Артура осознанным поступком, осмыслением своей роли в начинающихся революционных процессах. Путь Артура Мкртчяна от гадрутского митинга 12 февраля 1988 года до избрания председателем Верховного Совета был стремительным. В январе 1992 г. во главе новорожденной республики встал молодой человек, олицетворявший собой дух национально-освободительного движения в лучших его проявлениях в 1988-1990 г.г. Артур Мкртчян стал главой республики не ради исполнения обязанностей, а для того, чтобы освободительную борьбу направить по нужному руслу, организовать и довести ее до победного конца. С политико-идеологической, духовной и военной точек зрения он был абсолютно зрелым человеком для решения столь сложной задачи. Для того он и возглавил объединенные национальные силы, координировал их. Артур Мкртчян из числа тех политических деятелей, о которых говорят: он был эталоном нравственности в политике. Как бы ни казались на первый взгляд эти слова парадоксальными, однако знавшие Артура Мкртчяна люди подтверждают эту мысль. Самым главным вопросом или фактором Арцахской борьбы была чистота, предпочтение идеи любым целям. Образ, облик руководителя должен быть нравственным.
Слова преподавателя кафедры истории Ереванского государственного университета, доктора, профессора, этнографа Рафика Наапетяна, записанные автором этих строк во время недавней встречи в Ереване, пусть станут скромным свидетельством немеркнущей памяти А. Мкртчяна.
- Артур Мкртчян был кладезью ума, знаний, с преданностью арцахца, кротким нравом... Я был знаком с ним с первого курса, и меня всегда восхищали его интересы, коммуникабельность. Он до конца оставался таким же скромным, как и в первые студенческие годы, никогда не заносился, даже чувствуя свое превосходство над многими. Помню его скромное поведение во время встречи (в Академии наук) с депутатом Госдумы России Галиной Старовойтовой.
В те годы у нас была традиция: мы непременно бывали на свадьбах наших студентов-этнографов, семейных мероприятиях. Артур не жил в роскоши, столь же скромным он был и в быту. В Сардарапате им дали общежитие. Когда он приходил на кафедру, то завкафедрой Юрий Мкртумян (прекрасный ученый и человек) оказывал ему должный прием. Мы рассаживались поудобнее и, достав из выдвижного ящика коньяк, уносились в мир воспоминаний. Артур уже обзавелся семьей, имел детей, но от каждого доброго слова, похвалы краснел как ребенок. Скромнее человека трудно даже представить.
По сей день я как реликвию храню его дипломную работу о типах поселений в Арцахе. Она оказалась в моем архиве по счастливой случайности, потому что по истечении пяти лет архив сжигают. Очевидно, мое серьезное отношение к нему как ученому подсказало мне взять и сохранить дипломную работу своего студента. Собираюсь передать ее Государственному архиву НКР. Думаю, она представляет интерес для дальнейших исследований. У меня сохранились также две курсовые работы. Бывает же, когда преподаватель духовно привязывается к своему студенту и любит его как родного. Мы, преподаватели, чувствовали такое родство с Артуром, разглядев в нем будущего серьезного ученого и гражданина страны. Он был настоящим человеком, гражданином страны, патриотом в самом широком смысле этого слова. Он был далек от показухи, карьеризма. Кто мог представить, что судьбой именно ему будет предначертано стать первым председателем Верховного Совета Арцаха. Теперь оглянемся вокруг: есть люди, которые, ничего не сделав, претендуют на научные звания, высокие должности. Артур же был совершенным воплощением скромности, символом преданности, простодушия. В студенческие годы я повез их на практику, много общался с ними и до сих пор впечатлен его прямолинейностью.
Сказать, что я горжусь таким студентом, как Артур Мкртчян, означало бы ничего не сказать.
Сирвард МАРКАРЯН, "Азат Арцах"