В последнее время ИЦ «Еркрамас не раз обращался к тебе армянского образования в Тбилиси, проблемам существующим в этой сфере и угрозам нависшим над последними очагами армянского образования в столице Грузии. Предлагаем вниманию читателей очередной материал на эту тему, опубликованный в издающейся в Тбилиси армянской газете «Миютюн» (печатный орган «Общины Армян Грузии»).
В конце прошлой недели в Тбилиси произошло два события, которые в масштабе тбилисского армянства вполне достойны называться значимыми и знаковыми. А произошло следующее – в 104-ой средней армяноязычной школе и в 103-ей средней школе, где несмотря на множество проблем все еще функционирует армяноязычный «сектор», состоялись выборы директоров.
Выборы директоров прошли в три этапа. В начале министерство образования провело отборочный тур для желающих стать кандидатами. Отборочный тур включал в себя тестирование и собеседование со специальной комиссией. Следует отметить, что большинство желающих стать кандидатами в директора, отсеялись именно на проведенном министерством отборочном туре. И это не случайно! Ведь желающий стать директором должен не только успешно подготовиться к весьма сложному тестированию, но и должен суметь «убедить-заинтересовать» министерство в том, что будет удобным директором. Только после прохождения данного этапа желающий стать директором человек получает статус кандидата и направляется в школу. На утверждение.
После прохождения отборочного тура кандидатов ожидало еще два этапа. В первую очередь кандидаты предстали перед Попечительским Советом школы с предвыборной «программой», которая включала в себя видение кандидата относительно будущего развития и усиления конкретной школы. Последний этап представлял из себя непосредственно процедуру голосования - выборы, в ходе которых Попечительский Совет тайным голосованием избрал нового руководителя своей школы.
После отборочного тура проведенного министерством Образования в 104-ую армяноязычную школу было представлено два кандидата -Артур Мурадян (бывший директор этой же школы) и некто Марина Гигаури. В 103-ю школу, где функционирует армяноязычный сектор, был направлен один, безальтернативный кандидат -Арчил Чхаидзе.
Здесь же необходимо заметить, что ни один из действующих директоров не смог принять участие в проводимых выборах. Ввиду ряда причин ни Ирина Жамкочян (действующий директор 104-ой армяноязычной школы), ни Нана Шенгелидзе (бывший директор 103-й школы) не смогли преодолеть отборочный тур.
Естественно, что для «Общины Армян Грузии» неудача Наны Шенгелидзе в отборочном туре не является поводом для огорчения. Именно с периодом директорства Наны Шенгелидзе связаны все произошедшие за последние годы несчастья вначале армяноязычной школы Метростроя, а затем, в результате «самоотверженного труда» Шенгелидзе, уже армяноязычного сектора. Справедливости ради, конечно же, следует отметить, что врядли лично Нана Шенгелидзе была инициатором всех произошедших в 103-ей школе событий. Конечно же нет. Множество фактов указывают на то, что армяноязычная школа Метростроя стала жертвой политики министерства Образования, а Шенгелидзе была лишь верным орудием в его руках. Как бы там ни было, в результате «самоотверженной работы» Наны Шенгелидзе армяно-язычный сектор был вплотную доведен до «предсмертного» состояния, выйти из которого возможно лишь в случае тесной и усиленной совместной работы новой дирекции школы и Общины. В середине прошлой недели новым директором 103-ей школы был избран Арчил Чхаидзе.

Что же касается выборов директора в 104-й школе, то здесь события развернулись несколько иначе. Однако, опять-таки, по вполне ожидаемому сценарию. 4 сентября в школе состоялись презентации предвыборных программ кандидатов на пост директора, а 5 сентября прошли выборы, по результатам которых Попечительский Совет не выбрал ни одного из представленных министерством кандидатов. Редакция заинтересовалась причинами данного решения Попечительского Совета и получила возможность ознакомиться с предвыборными программами кандидатов. «В течении последних лет закрылось несколько армянских школ. В армянском обществе есть такое мнение, что закрытие школ произошло искусственно и в этом замешана рука государства и министерства Образования. Однако, есть и трезвомыслящая часть, которая реально оценивает создавшуюся ситуацию. А реальность такова: в Тбилиси, реально, нет спроса на получение армянского образования, а если и есть, то он очень незначительный. Армянское образование считается бесперспективным. И это понятно! Любой человек, кем бы он ни был – армянином, грузином или другим, в первую очередь заботиться о своем ребенке. У родителя есть страх, что ребенку будет сложно в дальнейшем поступить и учиться в грузинском высшем учебном заведении. Поэтому одной из основных проблем является вопрос изучения грузинского языка. Одним из главнейших приоритетов 104-й школы должно стать обучение грузинского языка», - сказано в предвыборной программе одного из кандидатов.
«Ни один из кандидатов не смог представить нам программу, которая была бы направлена на усиление и развитие единственной полной армяноязычной школы города Тбилиси. Один кандидат заявил Попечительскому Совету, что главной нашей задачей должно стать усиление обучения грузинскому языку, а другой и вовсе предложил сделать акцент на изучении русского языка. В нашей школе грузинскому языку и так обучают усиленно. Доказательство этому то, что ежегодно наши школьники успешно поступают в ВУЗ-ы, причем на бесплатные места. Что же касается русского языка, не думаем, что обучение этому языку должно быть приоритетом в государственной армяноязычной школе Грузии. Именно поэтому и логично, что Попечительский Совет не выбрал ни одного из кандидатов. Нам нужен директор, который построит нашу школу! Сделает ее еще сильнее, красивее, а самое важное – сохранит ее статус. Нынешний директор соответствует этим требованиям. Мы надеемся, что министерство даст ей возможность продолжить начатое дело», -в беседе с редакцией сказал член Попечительского Совета.
Пока что не ясно – какое решение примет министерство. Однако, произошедшее в очередной раз убеждает, что все еще есть немало желающих нанести последний, возможно смертельный удар по армяноязычному образованию в Тбилиси.