У молодого западноармянского режиссера Ваче Булгурджяна богатое "географическое прошлое". Уроженец Кувейта, он в школьном возрасте переехал с матерью и сестрами на родину родителей - в Бейрут. Отец Ваче продолжал работать в Кувейте, когда в конце 90-х в Ливане вспыхнула страшная война. Глава семьи, Булгурджян, решил отправить детей в безопасное место, и вскоре Ваче оказался в США. По окончании школы в Лос-Анджелесе он продолжил образование в Южно-Калифорнийском университете (USC) по специальности "Международные отношения и история".
Повышать квалификацию юноше пришлось в Лондоне, где он впервые и взялся за видеокамеру. Чтобы обеспечить себе пребывание и учебу в британской столице, Ваче работал не где-нибудь, а в самых престижных компаниях - BBC и BBS, где ему предложили попробовать себя в документалистике. "В 2000-2005 годах военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке была весьма тяжелой: война в Ираке и общая напряженность в регионе оказались в центре внимания мировой общественности, - вспоминает Ваче Булгурджян. – Историк-международник по специальности, я начал снимать документальные фильмы, работая одновременно на BBC и BBS, где был и оператором, и монтажером своих картин. Однажды я понял, что у меня за спиной определенный пройденный путь, полный событий, впечатлений, оценок и анализов. Мне было о чем поведать миру, и я решил заняться игровым кинематографом".
Чтобы получить кинематографическое образование, Ваче вновь отправился в США, на сей раз в Нью-Йорк, где еще несколько лет проучился в университете. Его дипломная работа - первый игровой фильм "Пятая колонна" - в этом году попала на Каннский фестиваль: из 1600 заявок, поданных на участие в студенческой конкурсной программе Cinefondation, было отобрано всего 13 картин, одной из которых и стала "Пятая колонна". Более того, фильм нашего соотечественника удостоился третьей премии программы Cinefondation, и Ваче Булгурджян вошел в число призеров знаменитого Каннского кинофестиваля.
Свою работу Ваче вынес и на суд армянского зрителя: фильм "Пятая колонна" был представлен на ереванском "Золотом абрикосе" и высоко оценен зрителем. Ваче Булгурджян, автор ряда документальных и 10 короткометражных фильмов, подумывает продолжить работать в игровом кино и снять один из следующих фильмов в Армении.
- Почему вы забросили профессию историка-международника и подались в кинематограф?
- Я с детства любил киноискусство, смотрел много фильмов разных жанров и режиссеров. Став старше, увлекся творчеством Тарковского, Параджанова, Бергмана, Малвелла и других талантливых режиссеров. Но в юности интерес к кино носил по большей части познавательный характер. С возрастом я все больше стал обращать внимание на некую особенность, присущую, по моему мнению, представителям нашей национальности: армяне, вне зависимости от страны проживания, любят рассказывать разные истории – это было свойственно членам моей семьи, так было заведено в семьях моих родственников, друзей, соседей, и это же я подметил, когда жил в разных странах и общался с соотечественниками. Эти истории оказывали определенное воздействие на слушателей, впрочем, как и кинематограф – после просмотра того или иного фильма люди меняются, они переживают, плачут, радуются, смеются, им становится стыдно или, наоборот, легко на душе. Изменить людей особенно удается талантливым режиссерам, которые умело рассказывают с экранов свои истории. Эта сила кино и покорила меня: я решил посредством кинематографа поведать миру наши, армянские истории.
- "Пятая колонна" - ваш первый игровой фильм и уже призер кинофестиваля в Каннах! О чем эта картина?
- Действие картины происходит в армянском квартале Бейрута. 12-летний Грак случайно находит в коробке с книгами пистолет отца, незаметно кладет его в школьный рюкзак и убегает из дома. Отец отправляется на поиски сына, герои проходят определенный путь, прежде чем преодолевают розни в отношениях и находят выход из сложившейся в семье ситуации. В некоторой степени фильм представляет собой аллегорическую хронику отчаяния и скорби обитателей армянского квартала Бейрута, оказавшихся в нелегкой социально-экономической ситуации. С другой стороны, это демонстрация моральной ущемленности армян в чужеродной среде. Фильм - общечеловеческий по своей идее, и тема национального меньшинства близка многим народам. Я объединил несколько историй, услышанных мной, в единую концепцию. События фильма происходят в армянской среде и армянском культурном пространстве в наши дни, однако они могли иметь место и в середине или конце прошлого века.
- Почему "Пятая колонна"?
- "Пятая колонна" - это идиома, которая употребляется в тех случаях, когда речь заходит о внутреннем враге. Когда бабушка маленького Грака в сердцах обвиняет внука в том, что он стал "пятой колонной" в жизни своей матери, причиной ее болезни и ранней смерти, мальчик оскорбляется, так как бабушкины слова не соответствуют реальности. Апогеем фильма становится письмо Грака, адресованное отцу: устами подростка произносятся прописные истины, о которых порой забывают взрослые.
- Вы снимали фильм в качестве дипломной работы выпускника Нью-Йоркского университета, но он снят на армянском языке. Почему?
- Потому что я армянин, и это фильм о представителях моего народа. В моем творческом арсенале немало картин на разных языках - английском, французской, арабском, персидском, но фильма на армянском еще не было. Идея фильма дала возможность поработать и на родном языке.
- Как вы отнеслись к удаче в Каннах?
- Третий приз в одной из конкурсных программ – это большая удача для дебютанта. Я хочу показать фильм "Пятая колонна" в Европе, США, Ливане. Кстати, в Каннах меня поджидал еще один сюрприз – именно здесь я получил приглашение на ереванский "Золотой абрикос", и это стало моей первой поездкой на историческую родину. В Армении меня тепло приняли и организаторы фестиваля, и просто местные жители, с которыми я успел подружиться. Сейчас работаю над некоторыми проектами и надеюсь один из них осуществить здесь, в Армении.
- Где вы сейчас постоянно проживаете?
- Между Нью-Йорком и Бейрутом. В Нью-Йорке – мои друзья и мое кино, в Бейруте – моя армянская семья. Когда бываю за океаном, скучаю по родным, а если долго засиживаюсь в Бейруте, начинаю скучать по творческому Нью-Йорку. Благодаря "Золотому абрикосу" в мою жизнь приятно ворвался еще один город – Ереван. Боюсь, теперь буду скучать и по столице Армении, и ее чудесным жителям.
Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"