25 ноября в пос. Лазаревское (г. Сочи) было проведено мероприятие, на которое активисты общественной организации «Народная память» пригласили и меня. Мероприятие было посвящено Дню рождения Национального героя Армении и Арцаха Монте Мелконяна, а также презентации книги «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», переизданной в Краснодаре к 100-летию Геноцида армян в Турции. Думаю, информационный материал по этому мероприятию на страницах ИЦ «Еркрамас» мы еще увидим. А эту публикацию мне бы хотелось посвятить армянской армии и военно-промышленному комплексу.
Те, кто читает «Еркрамас», знают, что все материалы, которые я направляю в редакцию, посвящены геополитической и геоэкономической ситуации в регионе. Мы стараемся сделать глубокий анализ обстановки и, если возможно, спрогнозировать какие-то глобальные изменения. Но на встрече в Лазаревском было очень много вопросов, касавшихся частных случаев, описанных в наших материалах. К примеру, большой резонанс вызвало мое интервью «Армянские бойцы не оставили противнику ни единого шанса», опубликованное 23 ноября, в качестве ответа азербайджанским скептикам, которые вслед за своим министерством обороны хором подвергли сомнению саму возможность проведения спецоперации по эвакуации останков армянских пилотов с места падения боевого вертолета МИ-24.
В своем выступлении на встрече я сказал, что очень не люблю полемизировать с авторами критических материалов. Считаю, что любая полемика с противником уровня современных азербайджанских СМИ не делает меня сильнее, а опускает на их уровень, что само по себе является шагом назад и не позволяет встать «над» проблемой и изучать ее в виде системы. Боксеры знают что такое «клинч», когда более слабый противник повисает на более активном и сильном и «вяжет» его действия, в прямом смысле слова повисая на нем. К моему глубокому сожалению, многие серьезные армянские СМИ срываются и позволяют втянуть себя в такую полемику, после чего даже не замечают, как оказываются на уровне своего неумного оппонента.
И, тем не менее, я решил дать интервью, посвященное операции по эвакуации тел наших братьев – офицеров армянских ВВС. Это был отдельный и исключительный случай, когда мое мнение и мнение редакции ИЦ «Еркрамас» совпало на 100%, а читатели оказали оглушительную поддержку, что подтверждается рекордным количеством перепостов этого интервью в социальных сетях и статистикой посещений.
Если полемизировать с явными агитационными материалам противника мы приняли для себя неприемлемым, то отвечать на вопросы наших читателей считаем обязательным и необходимым. И совершенно неважно, какого рода вопрос был задан. Читатель задал вопрос и на этот вопрос он гарантировано получит ответ. На встрече 25 ноября мне были заданы ряд вопросов о сбитом вертолете и операции по эвакуации останков погибшего экипажа. На какие-то из них у меня был ответ, на какие-то точного ответа не было, что и не удивительно, ведь в секреты операции меня не посвящали.
На один из вопросов я не нашел ответа. Звучал он примерно так: в армянских СМИ сообщалось, что при проведении операции использовались три вида летательных аппаратов. Какие виды летательных аппаратов, по моему мнению, могла использовать армянская сторона?
Честно говоря, я не могу знать какие три вида аппаратов могла использовать Армия обороны Арцаха. На вооружении армянских армий стоят вертолеты разных типов, штурмовики СУ-25, а также различная беспилотная техника. Иных видов летательных аппаратов на вооружении армянской армии нет. Единственный истребитель МиГ-25, полученный армянской стороной в ходе еще одной блестящей специальной операции, а по факту угнанный армянским агентом с азербайджанской военно-воздушной базы, не используется и стоит на дальней стоянке, как символ мощи армянской агентурной разведки.
Конечно, если будет на то соответствующее решение, армянское Министерство обороны проинформирует нас о «трех видах» летательных аппаратов, использовавшихся в операции. Однако, с моей точки зрения, использовалось не три вида, а три модели беспилотных аппаратов. О них (и не только) мы и поведем речь ниже.
На военных парадах некоторые из образцов беспилотных летательных аппаратов армянского производства мы уже видели. В первую очередь это легкие беспилотники типа «Крунк-25». Ранний вариант этого беспилотника имеет двигатель внутреннего сгорания, тянущий двухлопастный винт, высокорасположенное прямое крыло большой площади, двухкилевое хвостовое оперение для стабилизации в полете и неубирающееся трехстоечное шасси.
Снизу у центра масс мы видим крепление для установки аппаратуры наблюдения. На фотографии выше ранняя модель беспилотника «Крунк». У более поздних моделей, как я понял, было выявлено высокое демаскирующее воздействие звуком и пламенем из выхлопных патрубков двигателя, что сказывалось на скрытности работы аппарата. В результате, на следующих моделях аппараты были снабжены глушителями.
На фото выше как раз модернизированная модель беспилотника «Крунк-25-1» с глушителями. Возможно, были осуществлены ряд изменений в конструкции, что должно было привести к снижению вибрации аппарата в полете, а также изменена или дополнена электронная начинка.
Очень сомневаюсь, что армянская промышленность наладила собственное производство электронных систем контроля полета и регуляторов моторов. Скорее всего, вся электроника приобретена у мирового лидера по ее производству – в Китае.
На видео ниже представлен ранний образец БПЛА «Крунк-25-1».
Как видно, для взлета аппарата необходима небольшая подготовленная полоса или участок автомобильной дороги. В полете аппарат ведет себя стабильно, однако заметна некоторая вибрация. Именно с этой «детской болезнью» боролись армянские инженеры на поздних вариантах беспилотника.
Второй аппарат также относится к типу «Крунк-25», но носит символ «2».
По сути это тот же аппарат, что и предыдущий. Однако, на нем мы видим иную компоновку двигателя внутреннего сгорания. Теперь двигатель установлен в задней части аппарата и оснащен трехлопастным винтом. Такая компоновка с толкающим винтом позволила отказаться от длинных выхлопных патрубков, которые идут к глушителям, что сказалось на снижении веса аппарата и исключительно положительно повлияло на показатель шумности. Думаю, что аппарат стал тише и стабильнее нежели его собрат «Крунк-25-1». А в случае установки двух- или трехосевых гиростабилизированных турелей для аппаратуры наблюдения, этот аппарат выходит на достаточно высокий уровень качества и, безусловно, применим для военных целей.
Оба аппарата «Крунк-25-1» и «Крунк-25-2» заполняют вполне определенную нишу разведывательных систем бригадного уровня. Эти аппараты способны осуществлять мониторинг территории, контролируемой противником в его глубоком тылу, а при наличии соответствующей аппаратуры наблюдения, способны выявлять колонны выдвигающейся вражеской техники, а также вести разведку мест дислокации крупных подразделений противника, мест сосредоточения ударных группировок, готовых к наступлению, развернутых артиллерийских и ракетных батарей.
Также размеры аппарата позволяют устанавливать аппаратуру целеуказания для высокоточного оружия и ретрансляторы цифрового кодированного радиосигнала для связи подразделений глубинной разведки, находящейся в тылу противника и штаба уровня бригады и выше на «большой земле».
Таким образом, беспилотники типа «Крунк-25» это достаточно мощное оружие собственного армянского производства. Его достоинство заключается в том, что планер аппарата производится на армянских предприятиях, что заметно удешевляет его окончательную стоимость. Но и это еще не все. Армянские инженеры способны гибко реагировать на требования военных и менять конфигурацию и конструкцию аппарата для того, чтобы устанавливать на него новые виды разведывательной аппаратуры.
Нашему вероятному противнику, для внесения подобных изменений в конструкцию беспилотников типа Hermes 450, нужно пройти намного более затратный и длинный путь.
Следующая модель беспилотного летательного аппарата армянского производства классифицирована мною как БПЛА батальонного уровня и носит название Х-55.
Данный аппарат также оснащен двигателем внутреннего сгорания. Однако, в отличие от БПЛА «Крунк», он не имеет шасси и запускается, скорее всего, с помощью катапульты. Использование этого аппарата возможно в полевых условиях, а посадка осуществляется помощью парашюта.
Как я заметил на данном аппарате установлен очень дорогой и высокоэффективный деревянный двухлопастный винт компании Xoar. Трехлопастный винт этого же производителя установлен на аппарате «Крунк-25-2», а также устанавливается на все беспилотные системы ведущих мировых производителей. Скорее всего, винт этой фирмы был установлен на беспилотнике, сбитом армянскими силами в Арцахе, обломки которого мы видели в репортажах с линии фронта.
Аппарат Х-55, с нашей точки зрения, решает широкий круг разведывательных задач в интересах конкретных подразделений уровня батальона. К таким задачам можно отнести разведку переднего края обороны противника, разведку ближайшего тыла противника. Вскрытие новых и строящихся оборонительных позиций на линии фронта и в ближайшем тылу, целеуказание для батарей гаубиц и минометов, наносящих удары по всей глубине обороны противника, вскрытие минометных и артиллерийских позиций противника в полосе обороны и проч.
Третий класс беспилотников собственной армянской разработки закрывает ротный уровень. Таким воздушным роботом стал малыш «Базе».
«Базе» - это сверхлегкий беспилотник с электромотором, запускаемый с руки. Главное оружие этого аппарата – полная бесшумность за счет использования электрической тяги.
У малыша «Базе» очень важная задача – разведка и целеуказание в интересах групп спецназа и подразделений уровня рота-взвод, а также подразделений легких минометов.
Возможности оптики данного аппарата вполне позволяют решать достаточно широкий круг задач разведывательного характера.
Есть и еще один тип беспилотных летательных аппаратов, которые могут использоваться в военных целях. Это мультироторные системы типа гекса- и октокоптеров. Эти аппараты мы имели возможность видеть на выставках Digitec в Ереване.
Достоинствами данного типа летающих роботов являются их невысокая стоимость, быстрая возможность запуска, приличная высота подъема и, самое главное отличие от крылатых собратьев, высокая устойчивость к сильным порывам ветра, что в горных условиях является несомненным преимуществом. Есть и недостатки. К примеру, очень маленький радиус действия – не более 300 – 500 метров от оператора.
Данный аппарат идеально подходит для обзора местности в зоне поражения стрелкового оружия.
Подобный аппарат способен неподвижно зависать над наблюдателем и давать картинку окружающего пространства очень высокого разрешения.
Таким образом, армянские авиационные инженеры запустили в серию широкую линейку летающих роботов, закрывающих очень широкую нишу и решающих большой спектр задач от бригадного уровня, до низовых звеньев.
Противник для решения тех же задач привлекал иностранных специалистов, а также за большие деньги приобретал право лицензионной сборки аналогичных аппаратов. К примеру, лицензионную сборку беспилотных летательных аппаратов типа Hermes израильского производства азербайджанская промышленность наладить не смогла - пришлось покупать.
К 2012 году в Азербайджане была налажена лицензионная сборка прямого конкурента армянских «Крунков» клона израильского БПЛА «Aerostar».
Также осуществляется «отверточная» сборка сверхлегких беспилотников типа «Orbiter», которые как небывалый прогресс азербайджанской военной промышленности с помпой и в типичном «северокорейском» стиле были представлены азербайджанскими комментаторами на параде в Баку.
При этом если армянскому разведчику достаточно разблокировать винт беспилотника «Базе» и подбросить его вверх, чтобы тот начал свой полет – его азербайджанский, с позволения сказать, коллега должен разложить вот такую нехитрую катапульту.
Более легкие беспилотники азербайджанское министерство обороны купить не сподобилось. Видимо, откаты с них копеечные…
Есть и другие ключевые моменты, которые отличают азербайджанские покупки от продукции армянского ВПК. В первую очередь тот факт, что такие беспилотные системы как Hermes, Aerostar и уж тем более дальний разведчик Heron являются достаточно крупными и для их запуска необходимо иметь под рукой длинный участок взлетной полосы с твердым покрытием. Желательно асфальт или бетон. Армянские аппараты меньше, легче и могут взлетать с земли и травы, главное, чтобы на их пути не было препятствий. Это заметно расширяет зону применения армянской техники.
Кроме того, собираемые отверткой в Азербайджане более крупные израильские беспилотники легко обнаруживаются средствами радиолокационного обнаружения. Армянские беспилотники имеют заметно меньшую эффективную поверхность рассеивания и преспокойно хозяйничают в небе над азербайджанскими позициями без риска быть обнаруженными противником.
Именно вскрытие с помощью армянских воздушных беспилотных систем всех засад и секретов в зоне гибели вертолета МИ-24 позволило провести блестящую операцию по эвакуации останков погибших пилотов без потерь для армянской стороны.
Как говорится, выводы делайте сами.
Друзья, надеюсь я ответил на ваши вопросы. В следующих материал я так же подробно остановлюсь и на других вопросах, которые были заданы мне на встрече в поселке Лазаревское.
.
Лаврентий Амшенци, ИЦ «Еркрамас»