В августе этого года группа русских туристов совершила восхождение на гору Арарат. Среди путешественников была также Ольга Логинова, которая пять лет назад, неожиданно для самой себя, стала путешествовать по горным вершинам. Ольга рассказала, как это случилось и почему она хочет вернуться на Арарат еще раз.
- Если бы в 28 лет, мне кто-то сказал, что в 32 я начну ходить по горам, я бы не поверила. Во время моего первого восхождения, как сейчас помню, 12 июня 2009 года, Эльбрус, сидели вокруг костра и каждый говорил о себе, все: «был там-то, собираюсь туда-то». Очередь дошла до меня: «я – домохозяйка, это мой первый раз», они подумали, что это шутка. Но если это шутка, то она длится уже пять лет. Я уже не мыслю своей жизни без таких походов.
- Как вы решились так изменить свою жизнь?
- Раз в год с подругой отдыхали на море, в один момент, я поняла, что мне хочется большего, чем просто смотреть на море. Так, нашла в интернете клуб путешественников, узнала много нового, увидела, что проводятся такие походы, познакомилась с ребятами. У меня был знакомый – путешественник, спросила, что он думает, смогу ли я, он ответил: «ты точно сможешь», это добавило уверенности. Поговорила с мужем, и он отпустил. Вот, вернулись с Арарата, и я до сих пор под впечатлением.
- Почему вы выбрали именно Арарат?
- С одной стороны, это получилось спонтанно. Мы сидели нашей компанией, ребятами, с которыми были на Эльбрусе и Казбеке, и думали, куда еще хотим, и решили, что на Арарат. Это было за полгода до путешествия, запланировали на август.
- Что вы знали об Арарате на тот момент?
- До путешествия знала немного, что по легенде к Арарату причалил Ноев Ковчег и что это армянская гора, несмотря на то, что находится в Турции.
- Да, верно. Арарат для армян – это святое.
- Я ведь это понимала, поэтому предложила знакомому армянину – Роберту, присоединиться к нам, он очень хотел, но у него не получилось. Зато помог нам достать армянский флаг.
- Вы хотели, чтобы на Арарате с вами обязательно было что-то армянское, не человек, так флаг?
- Думаю, что на Арарат нужно непременно подниматься с флагом Армении. Во-первых, это символично, во-вторых – это придает сил, когда ты знаешь, что ты взял с собой флаг, значит, как бы ни было тяжело, ты должен дойти до конца.
- И план сработал? Армянский флаг облегчил путь или было тяжело?
- Видимо сработал, потому что на удивление само восхождение далось легко. Еще нам очень повезло с погодой. На следующий день ребята с большими трудностями заходили.
<
- Как вы об этом узнали, там сообщают о передвижениях групп или рассказал кто-то?
- Друг сказал. Он тоже из Питера и самое удивительное, что мы случайно встретились на Арарате. Причем их группа была единственная из России, помимо нас. Все остальные – иностранцы: из разных концов мира – чехи, итальянцы, были еще армяне из Франции. Очень много людей, а думали, что только мы будем. Но зато мы были единственные, кто сами поднимали свои рюкзаки.
- То есть как, каким образом еще можно?
- На высоте 2000 метров, куда мы доехали на машине, есть специальные лошадки, которые несут рюкзаки, чтобы подниматься было не так тяжело. По нашим деньгам такая услуга стоит где-то 50 рублей, мелочь, но мы решили, что сами справимся с нашей тяжестью.
- Сколько дней вы поднимались к вершине?
- Четыре дня. У нашего гида есть свои лагеря на горе, где останавливаются туристы по пути. Первую ночь провели там, на второй день поставили палатки на высоте 3800 метров, а на третий - были на вершине.
- И что же чувствует человек, который стоит на вершине Арарата? Поделитесь ощущениями.
- На каждой вершине плачу и на Арарате не смогла сдержать слез. Радость восхождения – это непередаваемо. И думаешь, а буду ли я здесь еще? Но у меня ощущение, что я вернусь на Арарат и не раз.
- Почему?
- Кажется, что не все успела, не все посмотрела, особенно в Ване были недолго.
<
- Какое впечатление на вас произвел город Ван?
- Купались в озере, вода прозрачная и невероятно легко в ней держаться, видимо, за счет солей. Очень красиво. Отмечали восхождение как раз в ванском ресторане вместе с нашим гидом, для которого это был 445 раз, когда он поднимался на Арарат. А его отец был на Арарате 800 раз, об этом написали в турецких газетах, он нам показал эти газеты. Очень дружелюбная была атмосфера, он даже заметил, что у русских и курдов похожий менталитет.
- Вы с ним согласны?
- Относительно путешествий – возможно, в остальном не знаю, но он так сказал, все может быть.
- Значит, вы были в Ване и даже знаменитых ванских кошек видели?
- И памятник ванским кошкам, и настоящих кошек тоже, у них действительно разноцветные глаза.
- Вижу, к концу путешествия, вы уже многое можете рассказать о Западной Армении.
- Да и очень жалею, что не успела изнутри посмотреть церковь Святой Крест (Сурб Хач), которая на острове Ахтамар, не хватило времени. Но в следующий раз исправлю это.
- Значит, будет следующий раз?
- Обязательно, только английский подтяну, возможно, сама буду водить группы, у меня уже накопился опыт. Наш руководитель Алексей говорил об этом с гидом, он сказал, что можно.
- Желаю, чтобы у вас получилось.
- Спасибо, и ребята в группе тоже так считают. Ведь я очень активная, общительная, это важно, когда совершаешь поход с группой.
- Сколько вас было человек в группе?
- Всего семь: из Питера, Ессентуков и Новосибирска. Хорошие собрались ребята. Такие путешествия раскрывают человека, если ты хороший – выйдет наружу, плохие качества тоже не скроются. Как никак, вместе проводишь несколько дней, друг от друга никуда не спрячешься и себя тоже никуда не денешь. С нами был мужчина 42-летний, это был его первый такой опыт, и ему было трудно, я забрала у него палатки, облегчила рюкзак. Осознание, что я помогла мужчине здорово поднимает самооценку.
- У вас есть свой секрет, что вам было легче, как так получилось?
- Наверное, это опыт. После Монблана, мне намного проще даются такие путешествия.
- На каких вершинах вы еще были?
- Если именно горы, то три раза на Эльбрусе, на Казбеке и на высшей точке Сибири, на горе Белуха. Теперь, еще на Арарате.
<
- Вам определенно будет, что рассказывать внукам. Кстати, как семья воспринимает ваш новый стиль жизни?
- Мама – путешественница, интереснее, чем мама – домохозяйка. Сейчас уже привыкли, дети даже гордятся. Недавно провела в классе младшего сына классный час, учительница попросила. Рассказала про походы, показала снаряжение, детям было интересно, фотографировались, задавали вопросы. Сейчас к старшему сыну зовут.
- Значит, семья вас поддерживает.
- Да, муж тоже, видит, что так, я становлюсь счастливее. Ведь как говорят, если женщина счастлива, то и вся семья будет счастливая. А такие путешествия, как на Арарат, Монблан не проходят бесследно.
- Так еще Хэмингуэй говорил. Что изменилось в вашей жизни с тех пор, как вы стали совершать такие походы?
- Очень многое, все воспринимаешь иначе, меняются ценности. Раньше, я могла ругаться из-за незакрытого тюбика зубной пасты, сейчас на такие мелочи не обращаю внимания. Понимаю, что это ерунда, главное – взаимопонимание.
- Это здорово, когда оно достигнуто и что близкие разделяют ваши интересы. Вы уже решили, куда отправитесь в следующий раз?
- Я возвращаюсь с путешествия и живу в ожидании следующего. 31 декабря вместе с нашей группой садимся в поезд и уезжаем в Карелию, нас ждет лыжный поход на Пик Ленина.
Беседовала Асмик Ванцян