Ереван в новогоднем наряде. На центральной площади столицы сияет праздничная елка, а витрины магазинов превратились в ожившую сказку, заставив малышей замереть от восторга, а взрослых - вновь почувствовать себя детьми.
На зависть Санта Клаусу
Отмечать праздники армяне, как, впрочем, и все остальные народы, любят. Причем делают это с размахом.
Правда, нынешний кризис в России и резкие колебания армянской национальной валюты, конечно, скажутся на предновогодней суете. Гражданам придется потуже затянуть пояса.
Однако, как и в большинстве стран, к этому волшебному времени, радующему одновременно и детей и взрослых, армянские города прихорошились.
Армяне любят готовиться к Новому году загодя. В середине декабря повсюду открылись праздничные базары. В супермаркетах Еревана запросто можно купить шоколадных Санта Клаусов всех мастей.
Армяне не представляют Новый год без елки, Деда Мороза, елочных игрушек, праздничного стола. Это праздник, который всегда с нами, один из самых любимых, с давних времен отмечаемый во всем христианском мире. Согласно старинному поверью, в зеленой хвое обитает дух леса.
Оливковая ветвь вместо елки
Оказывается, что еще в XVIII веке армянский Католикос Симеон Ереванци сделал Новый год общехристианским праздником. В те далекие времена в Армении существовала традиция украшать дома оливковой ветвью. А наряжать елку стали только в начале прошлого века.
Что касается седовласого волшебника, символа Нового года – Деда Мороза (по-армянски «Дзмер Папик», переводится, как Дед Зима), то, согласно поверью, живет он на горе Цуртов (холодов) на севере Армении.
Нынешний рейтинг армянского вальяжного Дзмера Папика непоколебим. Кстати, если прототипом российского Деда Мороза и иностранного Санты стал один из самых почитаемых христианских святых – Николай Угодник, то армянский Дед Зима сопоставляется с Католикосом Сааком Партевом, который внес неоценимый вклад в историю создания армянской письменности Месропом Маштоцем.
Храбрый лучник
Но истоки празднования армянского Нового года уходят еще дальше в глубь веков. Как рассказывают армянские этнографы, отмечался новогодний праздник, отнюдь не зимой, а летом.
А именно – 11 августа. Согласно преданию, в этот день, в 2492 году до н.э., прародитель армян – исполин Айк – победил грозного титана Бела, который во главе 60-тысячного войска напал на страну Арата (Армению). Но метко пущенная стрела Айка сразила могучего титана.
Бел был повержен, а его войско в панике бежало с поля битвы. Некоторые армянские исследователи полагают, что Айк был не легендарной, а вполне реальной исторической личностью.
И, как говорят этнографы, именно со дня той памятной и победоносной битвы армяне стали вести летоисчисление, отмечая приход Нового года. Назвали этот праздник Навасардом («нав» – новый, «сарда» – год).
Любопытная деталь: в день Навасарда никто не злоупотреблял спиртными напитками. Боялись гнева богов. Армянская поговорка гласит: «Боги больше всего плевела оставляют на поле пьяницы».
Правда, некоторые исследователи склоняются к другой версии празднования Нового года. Они считают, что именно 11 августа, в Навасард, ковчег Ноя пристал к горам библейского Арарата. Но оставим споры историкам.
В ожидании чуда
Интересно, как получилось, что несколько веков спустя Новый год стали праздновать в ночь с 31 декабря на 1 января?
Дело в том, что в средневековье праздник один из любимейших народных праздников – Навасард сместился к воскресному дню в середине ноября. А потом, в конце XVIII века, согласно новому григорианскому летоисчислению, отмечался уже 1 января.
В настоящее время Новый год это скорее общенародный, нежели церковный праздник. Принято ходить в гости и веселиться.
«Так уж устроены люди, что накануне Нового года непременно думают о волшебстве, – рассказывает «Кавказской политике» этнограф Рафаэль Наапетян. – Даже самые серьезные и прагматичные искренне верят, что разом все в их жизни изменится к лучшему, что следующий год обязательно будет легче и счастливее, чем предыдущий.
Но чтобы новогодняя ночь стала незабываемой, недостаточно только поставить на стол лучшие блюда и вина. Необходимо также соблюсти некоторые традиции. Правда, традиции, уходящие корнями в эпоху патриархальных отношений, ныне претерпели значительные изменения, но отдельные элементы сохраняются в народе до сих пор».
Наапетян рассказывает, что в древние времена армяне обязательно клали на новогодний стол чудо-хлебушек, в который прятали монетку.
«Того, кому попадался грошик, согласно поверью, ждала удача, – продолжает этнограф. – В канун праздника армяне убирали и освещали дом, расплачивались со старыми долгами и ждали чудес.
Одной из ярких армянских новогодних традиций стала так называемая ночь Подвешенных поясов (праздник Готнеках).
В новогоднюю ночь молодежь с песнями и плясками ходила по улицам и вешала на крыши домов пояса, носки, сумки. Согласно поверью, все это должно было принести изобилие».
Кстати, в новогоднюю ночь было принято оставлять двери открытыми, ибо считалось, что именно в это время счастье гуляет по улице, и если дверь будет закрыта, оно не войдет в дом.
Правда, сейчас в столице Армении двери не оставляют открытыми даже днем…
В приметы верят все
В приметы и сейчас верят многие армяне. Львиная доля их считает, что необходимо подмести новым веником пол. Весь мусор нужно убрать. Тогда и в Новом году все сложится хорошо.
Накануне праздника на армянских базарах был повышенный спрос на веники. Даже цены на них поднялись. Видно, наши хозяюшки старались на славу. Но тут главное не пропустить в трудах сам Новый год.
Был такой случай: уставшая от домашних хлопот мама, вместо того чтобы весело встретить праздник, присела и... заснула.
В Армении верят, что от человека, вошедшего первым в дом после полуночи, зависит весь год. Если пришел радостный, счастливый и богатый гость, то хозяевам будет сопутствовать удача. Ежели бедный, несчастный и злой, то все понятно.
Новогодняя ночь — это, без сомнения, самая главная ночь в году. По этому поводу во всех уголках земного шара в ночь с 31 декабря на 1 января устраивают большие торжества.
«Если запустить горшком в соседа — богатым будешь», — полушутя-полусерьезно советует моя знакомая Анна Аветян.
Она в некотором роде знаток новогодних обычаев народов мира. И, давая совет, имеет в виду традицию итальянцев, у которых под занавес года принято избавляться от хлама.
Причем выкидывают надоевшие вещи прямо из окна. Там считают, что чем больше выкинуть вещей, тем лучше и богаче будет новый год.
Немудрено, что нечто может и на голову свалиться. Туристам–ротозеям этот милый обычай доставляет немало неприятностей. А у самих итальянцев сразу поднимается настроение.
Утром они надевают новую одежду и садятся завтракать на новые стулья за новый стол, накрытый новой скатертью, расставляют новые тарелки.
«Только будь осторожнее, — продолжает Анна. — Нанесешь серьезные увечья, и тогда придется праздник встретить в СИЗО. Иностранные традиции нужно внедрять с умом. Не следует выбрасывать ненужную посуду, утварь и мебель из окон, как итальянцы. Это очень опасный обычай».
Не в деньгах счастье
Веселыми традициями богат весь мир. Почему и их не применить? Постараемся на минутку представить, что мы в Стране восходящего солнца. Канун Нового года.
Стол изобилует всевозможными яствами. Традиционное японское саке. Вот–вот куранты отсчитают последние мгновения. Что делает за это время обыкновенный японец? Пишет.
Перечисляет на клочке бумаги все самое плохое, что произошло с ним за год, потом бросает в камин. Пусть горят синим пламенем все беды и несчастья!
К месту и нам применить этот метод. Кто–то вспомнит о проблемах с отключениями электроэнергии и напишет на листке «Да будет свет!» — глядишь, желание и сбудется.
Согласно статистике, большинство людей в Новый год просят богатства. Но при этом не надо забывать: в природе денег нет ничего, что могло бы дать человеку счастье.
Для приобретения того, что нужно душе, финансы не требуются. Так что следуйте заветам, руководствуясь лишь душевными порывами.
Кстати, издревле, в Армении на Новый год произносился тост «За мир на всей земле!» Главным он станет и в этом году. С наступившим!
Ирэн Саакян, http://kavpolit.com Фото автора