На фоне зверского убийства семьи Аветисян российским военнослужащим Валерием Пермяковым
12 января и глухого, оскорбительного, непонятного молчания ведущих российских
СМИ, ни словом не обмолвившихся о гюмрийской трагедии в первые ее дни,
очередной выпуск программы Андрея Малахова "Пусть говорят" выглядел как чудовищное издевательство над
болью и горем десятков, сотен тысяч людей, скорбевших о невинных жертвах этого
страшного, беспрецедентного преступления. А разве могло быть иначе?
В СИТУАЦИИ, КОГДА ОТ РУКИ РОССИЙСКОГО СОЛДАТА ПОГИБЛИ 6 ЧЕЛОВЕК, в том числе двухлетний ребенок, жизнь полугодовалого младенца, которого преступник не добил, висела на волоске, и о том, чтобы хоть он выжил, молилась вся Армения, 14 января, в день гражданской панихиды, в эфире ОРТ говорят вовсе не об этом. Ни репортажей журналистов с места событий, ни элементарных соболезнований, ни человеческого "мы разделяем с армянским народом его горе" – ничего такого! В эфире ОРТ мы видим только "Пусть говорят", где Малахов с собравшимися в студии увлеченно обсуждает ролик "Рой Джонс вернулся", набравший в интернете какие-то немереные миллионы просмотров.
Изначально суть его в том, что армянский парень – житель Краснодарского края, защищая честь своей девушки, вступает в драку с ее обидчиками, отправляя обоих в нокаут. Потом, однако, выясняется, что все участники этой истории – армяне, жители одной станицы, знакомые друг с другом, и в итоге суть передачи сводится к демонстрации то ли бытовых, то ли полукриминальных разборок между армянами, выливающими в эфире российского телевидения потоки грязи и обвинений друг на друга. Этакий междусобойчик, все участники которого выглядят неприглядно. Ор и крик в студии перекрывает возглас какой-то россиянки в духе: "Стыдно, вы же армяне!"
Случайно ли эта программа вышла в эфир на следующий день после зверского убийства российским солдатом мирно спящей армянской семьи, став единственной на ведущем российском телеканале, где "упоминались" армяне? Сам Малахов утверждает, что это случайность, но все, кто смотрел передачу, включая меня, подумали иначе. И, признаюсь, было горько, невыносимо горько слушать все эти глупые разборки, кто на кого наехал, кто кому должен денег, взаимные обвинения, выходящие далеко за суть сугубо инцидента… Да что там, все знают, что обычно происходит в студии "Пусть говорят"! На душе траур от действительно ужасающей трагедии, страшно от возможных ее последствий, а тут еще такой подленький удар российского телеканала! Отвратительно…
В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ПОПАЛО ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЖИТЕЛЬНИЦЫ ГЮМРИ, ПЕДАГОГА АРМИНЕ ШИРОЯН, адресованное Андрею Малахову. Вот выдержки из него: "…Оставив в сторону эмоции, которые в эту минуту душат меня, хочу задать вопрос: данная передача вышла в эфир случайно именно 14 января? Я вижу два ответа на него: или да, или нет.
…Если да, случайно, то мне очень жаль, что журналист Вашего уровня мог допустить такую этическую ошибку, выпуская в эфир подобную передачу именно в тот день, когда солдат российской армии совершил бесчеловечный поступок, расстреляв мирную армянскую семью.
Если нет, не случайно, а намеренно, то мне жаль вдвойне, потому что это означает, что любимый Первый канал не только никак не откликается на трагическое событие, произошедшее по вине российского солдата, но и разжигает национальную вражду, ведя целенаправленную политику в отношении армян. Ведь давайте скажем честно, что потасовки, подобные той, которая произошла в одной из станиц Краснодарского края, не редкость в России. И если сегодня она возникла между армянами, то между русскими она бывает во много раз чаще. Чего нельзя сказать о бойне, устроенной российским солдатом в моем городе. У нас по ночам не убивают мирных людей, поверьте мне…
Пожалуйста, ответьте на мой вопрос. Я просто обращаюсь к Вам с желанием понять, что же на самом деле произошло…"
Что ж, все верно по сути… Между тем во всей этой истории возникает вопрос, не требующий ответа российского журналиста. Выйди та же самая передача в эфире ОРТ в какой-нибудь обычный, ничем не примечательный день, какой была бы наша реакция? Можно как угодно относиться к программе "Пусть говорят", называть ее хорошей или низкопробной, дешевой, склочной, подрывной и т. п., но очевидно одно. Никто не заставляет принимать в ней участие под дулом пистолета. И за язык не тянет, заставляя говорить участников то, что они говорят. Если наши соотечественники стали "героями" этой передачи, ругающимися в эфире, выплескивающими грязь друг на друга, недостойно себя ведущими, если они добровольно согласились быть в ней задействованными – это что, вина Малахова? Нет, конечно. Не говоря уже о неприглядности самой истории де-факто и том, что ролик с идиотским названием сделался достоянием интернета...
"АРМЯНЕ - ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ ХРИСТИАНСКИХ цивилизованных рас, являются сами по себе одной из наиболее интеллигентных и продуктивных рас, которые только существуют на свете"… Утверждений, подобных этому высказыванию английского писателя и государственного деятеля Уильяма Гладстона, - великое множество, потому что именно такими нас видит весь цивилизованный мир. И правда в том, чтобы осознавать эту ответственность "быть армянином", осознавать ее прежде всего перед самими собой и друг перед другом, ни на минуту не забывая и не предавая.
А что касается Малахова и его ответственности как журналиста, человека и россиянина, то, наверное, ему очень стыдно. Уверена, что стыдно. Равно, как должно быть очень стыдно Первому каналу (ОРТ) и другим ведущим российским телеканалам, которые едва ли не через неделю после гюмрийской трагедии заговорили о гнуснейшем преступлении, совершенном российским солдатом в отношении армянской семьи – семьи, которую он по определению должен был защищать. Уже не раз писалось о том, что объяснить подобное медлительностью российских СМИ невозможно, достаточно понаблюдать, сколь оперативно выходит в российский эфир информация о том, что творится на Украине, да и в любой другой точке земного шара. То есть молчание было целенаправленным. В духе: пусть говорят все, но не мы…
Зара Геворкян, "Голос Армении"