25 февраля исполняется 150 лет со дня рождения великого армянского полководца, государственного деятеля, сыгравшего важнейшую роль в армянском освободительном движении, национального героя Армении и Болгарии Андраника Озаняна.
По мнению художественного руководителя ансамбля народной песни и танца «Карин», азатамартика Гагика Гиносяна Андраник, возглавивший в 1899г. фидаинские группы после убийства Ахбюр Сероба, стал символом движения новых независимых фидаинов – добровольцев арцахской освободительной войны. «Как заявил впоследствии Хачик Даштенц, мы все должны однажды поцеловать их непокорные лбы», - добавил Гагик Гиносян.
По словам заместителя директора Института литературы НАН Армении, члена Союза добровольцев Еркрапа Вардана Деврикяна, для всех людей, которые дорожат независимостью нашей страны и освободительной борьбой, Зоравар Андраник и наши другие фидаины являются важнейшими образами. По мнению литературоведа Давида Гаспаряна, Андраник в начале 20 века сыграл ту же роль в истории армянского народа, что и спарапет Вардан Мамиконян в 5-ом веке.
«Андраник - один из тех героев, который избавил армянство от иноземных вражеских элементов, чтобы гонимому армянскому народу было, где жить. Андраник прошел различные стадии оценки: с 1920-х до 1960гг. к нему относились негативно, но потом все вошло в свое русло», - сказал он.
Андраник Озанян родился в городе Шапин-Карахисар (Трапезундский вилайет Османской империи, ныне - провинция Гиресун, Турция). С 1888 г. Андраник состоял в революционном кружке гнчакистов священника Назарета Кибаряна, с 1891 г. некоторое время был членом партии «Гнчак», а затем - партии «Дашнакцутюн», причем дважды прерывал свои отношения с нею (в 1907-1914гг. и с 1917 г. - окончательно).
В конце 1880-х Андраник попал в тюрьму за нападение на турецкого полицейского. Совершив побег, он вскоре возвратился в Западную Армению, а затем занялся поставками оружия армянским гайдукам (фидаинам) через Крым и Закавказье. В это время он побывал во многих местах Закавказья, устанавливая контакты с видными деятелями армянского национально-освободительного движения. Пешком пройдя 400 км от Карса до Сасуна, зимой 1895 г. Андраник присоединился к гайдукам Ахпюра Сероба.
Своей доблестью в боях против турецких правительственных войск и курдских вооружённых отрядов он быстро завоевал авторитет среди повстанцев, а после гибели Ахпюра Сероба в 1899 г. Андраник возглавил все армянские гайдуцкие (фидаинские) силы, действовавшие в Васпуракане и Сасуне (Западная Армения). Убийство Сероба организовал курдский ага Бшаре Халил, состоявший на турецкой службе, за что получил орден от султана Абдул-Гамида.
Через 8 месяцев Андраник со своей дружиной настиг Халила, убил его и семнадцать курдов-телохранителей и в качестве трофея унёс с собой султанский орден. За это курды и даже турки начали называть Андраника «пашой», и он стал признанным лидером армянского национального движения. В ноябре 1901 г. Андраник с 30 гайдуками был окружен в хорошо укрепленном монастыре Аракелоц (Св. Апостолов) в окрестностях города Муша.
В осаде был задействован турецкий полк (6000 чел.) под командованием Ферих-паши и Али-паши. На 24-й день, после длительных боев и долгих, но бесплодных переговоров, в которых пытались посредничать представители армянского духовенства и иностранные консулы, Андраник и его гайдуки ночью выбрались из монастыря и без потерь ушли от преследования по горам. Известность Андранику принесло и участие в так называемой Сасунской самообороне 1904 г. Андраник, возглавив вооруженное восстание армянского населения Горного Сасуна, взял себе боевой псевдоним — Сасунский.
http://www.tert.am