Французский виртуоз джазовой и классической музыки, автор мелодий к фильму "Шербурские зонтики" Мишель Легран приехал с гастролями в Россию. Но не в Москву, а в Краснодар. Он рассказал корреспонденту "РГ" о своих музыкальных пристрастиях, семейных традициях и новом, автобиографическом фильме.
В Краснодар на гастроли Мишель Легран приехал впервые. В час ночи у трапа самолета маэстро встречали казаки - хлебом-солью и чаркой горилки. Музыкант с гордостью продемонстрировал свою русскую шапку. Но зоркие журналисты заметили, что на настоящей русской ушанке должны быть ушки. Мишель Легран не растерялся: "А разве вы не знаете, что я большой оригинал? Вот и русская шапка у меня не такая, как у всех".
В Краснодаре Легран пробыл два дня и дал два концерта, на которых звучали джазовые, оркестровые импровизации, музыка к фильмам и, конечно же, удивительные мелодии "Шербурских зонтиков". Во втором выступлении французского мастера приняли участие музыканты краснодарского джаз-бэнда Гараняна. Как выяснилось, Мишель Легран не был лично знаком с выдающимся российским саксофонистом и впервые должен был сыграть с ним на гастролях в Краснодаре. Но судьба распорядилась иначе: Георгий Арамович скончался 11 января, за четыре дня до концерта. Двух выдающихся музыкантов соединяла не только страсть к джазу, но и корни. Во время краснодарских гастролей Мишель Легран предпочел шикарному обеду в модном ресторане армянскую кухню и общение с членами национальной общины в пригороде.
Российская газета: В джазе важна импровизация. А в кино?
Мишель Легран: Когда я работал над музыкой к "Шербурским зонтикам", основная сложность была в том, чтобы положить неритмичный текст на музыку. Честно говоря, начиная работу над фильмом, мы вообще не знали, что именно окажется в итоге. Вначале хотели создать такой крохотный мюзикл. Получилась маленькая опера.
РГ: У вас прекрасное образование, вы композитор, аранжировщик, певец. Имеет ли значение универсальность для музыканта сегодня?
Легран: Талант - это такое искусство, которым на самом деле каждый обладает, но не всякому выпадает шанс раскрыться. Когда музыканты выходят на сцену со мной - они все талантливы. Если судьба даст мне возможность пожить подольше, хочу заняться музыкой к балетам. Я уже написал музыку для известной французской балерины Зизи Жанмер. Не так давно сделал новую попытку вместе с Джоном Ноймайером. Но пока что эта работа не увидела свет.
РГ: Слушаете ли вы музыку современных российских композиторов?
Легран: Ее сложно найти во Франции, поэтому, положа руку на сердце, мне она не знакома. Хотя русскую классику знаю хорошо. У меня была русская учительница музыки. К сожалению, мы все не так уж хорошо знаем культуры других народов. В России я известен всего лишь по двум- трем фильмам, а их гораздо больше. Вот, к примеру, скажите, кто из ваших знакомых видел старую английскую версию "Трех мушкетеров"? А в ней звучит моя музыка.
РГ: А что в ваших планах сегодня?
Легран: Сейчас я работаю над новыми фильмами, правда, уже в новом качестве - не только композитора, но и режиссера-постановщика, продюсера. У меня вообще много чего задумано на 2010 год. Например, три кинокартины, в том числе фильм-мюзикл, который пока носит условное название "Слепая любовь". В прокат он должен выйти в августе. Конечно же, это будет история любви мужчины и женщины, немного грустная история двух людей. Их соединяет страсть, но разлучает судьба. В фильме играют звезды американского кино.
РГ: Сейчас модно искать свои "корни". Собираете ли вы информацию о своих предках?
Легран: Я много раз посещал Армению, часто езжу туда. Ведь фамилия моей матери Тер-Микаелян. Мой дед был вынужден покинуть родину в то время, когда Армения находилась под Османской империей.
Я нашел в Ереване членов своей семьи, своих кузенов. Вообще для меня семья имеет большое значение. У меня четверо детей. Они росли в атмосфере музыки, я старался дать им хорошее образование.
РГ: Унаследовали ли они ваш темперамент?
Легран: Дочь Доминик - автогонщица, она вместе с мужем основала авторалли "Марокко Классик". Вторая, Эжени, - лихая наездница международного класса. Сын Эрве - композитор, а Бенджамен - певец. Мои девочки любят экстрим и отличаются спортивностью, а мальчики - те просто умные. А я? Вы знаете, какой я на самом деле? Ужасно требовательный и педантичный, со мной приходится несладко. Моя жена - просто ангел. Но я, как и мои дети, любитель риска. По-прежнему обожаю водить свой самолет. Когда ты в небе - ты Бог. Нет, наверное, это слишком... Птица.
РГ: 2010 год проходит во Франции под знаком 50-летия вашего творчества, он объявлен годом Леграна. Есть ли у вас ожидание праздника?
Легран: В этом году мне будет 78. Где и как отмечать свой день рождения, важно лет в двадцать. А когда ты знаменит и тебе уже вот столько, разве это имеет значение? Хотя я попытался подвести некоторые итоги вместе со своим замечательным другом, известным режиссером Сержем Корбером. Задуман автобиографический фильм. Серж, кстати, уже снимал картины о Морисе Бежаре, Жане Габене. Между прочим, съемки шли и в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.
Справка "РГ"
Мишель Легран - обладатель многочисленных международных наград: несколько "Оскаров", "Золотой глобус", "Грэмми". Но мировую известность он получил как автор музыки к фильму "Шербурские зонтики". Всего композитор написал музыку к более чем 200 кинокартинам. Это, в частности, "Девушки из Рошфора", "Лето 1942 года" (второй "Оскар"). Записал джазовые и симфоджазовые альбомы со многими мировыми звездами - Диззи Гиллеспи, Майлзом Дэвисом, Беном Уэбстером. Легран стал первым зарубежным музыкантом, который получил российскую награду "Золотой орел".
Елена Лубинец, "Российская газета"