Папа Римский Франциск
в ходе литургии в Ватикане назвал массовое уничтожение армян в Османской империи
первым Геноцидом двадцатого века. Литургия и оценки главы Католической церкви вызвали
беспрецедентное общественное звучание, а также поспешную реакцию турецких властей.
Какие основания, в том числе правовые, имелись для подобного подхода и какие правовые
последствия это может иметь? За ответами на эти вопросы мы обратились к заведующему
кафедрой Конституционного права ЕГУ, председателю совета Центра конституционного
права, доктору правоведения профессору Геворгу ДАНИЕЛЯНУ.
ТУРЕЦКАЯ СТОРОНА ПЫТАЕТСЯ "ОБОСНОВАТЬ" МЫСЛЬ о том, что официальная позиция Ватикана не опирается на какие-либо конкретные факты, а является проявлением эмоций и своеобразной поддержкой армянских христиан. Между тем Ватикан располагает более чем достоверными сведениями о событиях, произошедших в начале 20 века. Вспомним, что именно по инициативе Ватикана примерно год назад были опубликованы архивные материалы, которые однозначно свидетельствуют о факте Геноцида армян со всеми деталями и подробностями. Более того, на основании этих материалов в международных организациях, а также в парламентах некоторых стран в эти дни активизировался процесс признания и осуждения Геноцида армян.
В настоящее время опубликованы 2 тома материалов, но работа этим не ограничилась. В данном направлении действует и Армянская Апостольская Церковь и скоро мы получим дополнительные документальные свидетельства преступления. Располагая архивными материалами, Ватикан осуществил логичный и однозначно справедливый шаг - провел литургию в память невинных жертв.
Слово главы церкви, имеющей более миллиарда адептов, не может восприниматься лишь в эмоциональном аспекте. Да, сегодня, следуя призывам Ватикана, в ряде стран также проводятся литургии (в частности, в Испании). Но в ближайшем будущем это станет предметом обсуждения в парламентах этих стран с соответствующими выводами.
Правовая ценность заявления Папы Римского состоит в том, что оно может стать основанием для квалификации Геноцида армян первым Геноцидом XX века. Замечу также, что Ватикан был вовсе не первым, кто назвал случившееся в Османской империи массовым истреблением. Эта оценка существует в приговорах турецких военных трибуналов 1919-1921 гг. В них значится, что турецкие государственные и партийные деятели организовали и осуществили крупномасштабную программу уничтожения армян. При наличии этих исторически неопровержимых правовых документов турецкая сторона продолжает говорить об искажении фактов парламентами или иными международными структурами. В данном случае именно турецкие власти искажают факты и не проявляют ни малейшего уважения в отношении своих судебных инстанций. И вовсе не случайно, что в начале 30-х все судьи, вынесшие приговоры, были расстреляны.
Касаясь заявления Франциска, премьер-министр Турции А.Давутоглу говорит: "Если бы не было внешних факторов, то не было бы и прискорбных событий 1915 года. Представлять страдания, особенно в военный период, односторонним образом - неуместно для Папы Римского. Религиозные вожди должны создавать основы для мира и единства людей, а не разжигать ненависть и противостояние". Таким образом, правда и уважение к памяти жертв турецкий политик назвал разжиганием ненависти. В этом контексте можем ли мы рассчитывать на признание, а тем более осуждение Турцией совершенного Геноцида армян?
ОЩУЩАЕМЫЙ В ПОЗИЦИИ ДАВУТОГЛУ НОВЫЙ НЮАНС СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, что Турция не просто пытается опровергнуть факт Геноцида, а стремится теперь плавно переместить вопрос в моральную плоскость, обусловить "прискорбные события" исключительно внешними факторами, а констатацию истины приравнять к разжиганию ненависти.
Таким образом, сворачивая к "внешним факторам", Турция пытается обосновать версию о том, что армяне якобы под влиянием русских затеяли какую-то смуту на территории Турции. Но открытым текстом это не говорится, дабы не портить отношений с сегодняшней Россией. Это чисто политический аспект вопроса. Что касается правовых критериев, то абсолютно не имеет значения, под влиянием каких факторов в Турции было осуществлено истребление целого ряда народов и этнических групп. По меньшей мере безнравственно называть позицию Ватикана разжиганием ненависти. Это классический образец политического шантажа.
Вместе с тем печально, что осуществленная благодаря совместным усилиям Папы Римского, армянских патриархов и мирских властей Армении литургия прозвучала через 100 лет после преступления. Если бы мир вовремя обратился к ситуации в Османской империи, преступление можно было бы предотвратить.
Некоторые могут указать, что еще в сентябре 2001 года Папа Римский Иоанн-Павел II в ходе визита в Ереван употребил термин "геноцид армян" и в Эчмиадзине в декларации с Католикосом Всех Армян Гарегином II квалифицировал произошедшее словосочетанием "считающийся первым геноцидом XX века". Это все так. Однако ценность заявлений 2001 и 2015 года разнится. Дело тут не только в том, что нынешняя позиция высказана после публикаций архивных материалов, но и в том, что впервые в Ватикане была проведена религиозная церемония, посвященная исключительно памяти жертв Геноцида армян. И это событие, транслируемое на весь мир, стало импульсом для католических церквей других стран. И в 2001 году турецкая сторона не оставила без внимания заявление Иоанна-Павла II, но сегодняшняя нервная, если не сказать больше, реакция турок свидетельствует, что они осознают несравнимо больший резонанс случившегося 12 апреля в Ватикане. Во всех случаях, не сомневаюсь, что вопреки туркам, воодушевленным вековым молчанием, мы сумеем построить сильную страну.
Лана Мшецян, "Голос Армении"