Недавнее хождение в
Арцах известного русского экс-миллионера и эксцентричного деятеля Германа Стерлигова
стало темой для бурных обсуждений в азербайджанском пропагандистском стане. Азерагитпроп
публикует на эту животрепещущую тему массу статеек и комментариев. Действительно,
независимо от степени серьезности намерений г-на Стерлигова он уже сделал неплохую
рекламу Арцаху во многих российских СМИ. Вот и бесятся бакинские мартышки из азерагитпропа.
НО МЫ ВОВСЕ НЕ НАМЕРЕНЫ ОБСУЖДАТЬ ПЕРЕЕЗД Г. СТЕРЛИГОВА В АРЦАХ, а лишь отталкиваемся от посвященного ему одного из материалов бакинского сайта Вести.аз, чтобы в очередной раз продемонстрировать патологическую лживость алиевских пропагандистов.
В материале "Лучшая оборона – это нападение. Впечатление о пресс-конференции Стерлигова в Шуши", опубликованном на сайте Vesti.az 18 июля штатным азерагитпроповцем (псевдоним Ингвар Рюриксон), в частности, говорилось: "Само появление известного авантюриста... столь нелепое на асфальте оккупированной азербайджанской Шуши на фоне типовой бетонной церкви, которые армяне в последнее время понатыкали по всему Карабаху в доказательство его армянскости".
Заметим, речь идет об известном армянском храме Сурб-Аменапркич (Святого Всеспасителя) или, как его еще называют, церкви Казанчецоц (по названию квартала, в котором она находилась – Казанчи), построенном в 1868-1887 гг. на месте прежней, более старой армянской церкви. Эта церковь стала тогда крупнейшей из всех ранее построенных армянских церквей не только в Закавказье, но и на всей территории Армянского нагорья. После разгрома Шуши в марте 1920 величественный храм десятилетия стоял разгромленным, но неразрушенным, во второй половине 1980-х началась его реставрация. Но грянули карабахские события и изгнание из Шуши последних жителей-армян.
В декабре 1989-го большая толпа азербайджанцев осквернила церковь Казанчецоц в Шуши. Был снесен главный купол, частично восстановленный в ходе реставрации храма, разбиты, украдены фигуры ангелов и крест с церковной колокольни…
Газета "Советский Карабах", чей корреспондент, как и тысячи жителей Арцаха, мог воочию наблюдать происходившее с противоположной стороны ущелья, свидетельствовала: "21 декабря 1989 года в 18 часов в городе Шуши перед зданием райкома партии по инициативе местного отделения Народного фронта Азербайджана состоялся несанкционированный митинг. В этом антиармянском митинге приняли участие более 5 тысяч человек… По окончании митинга толпа численностью в 2-3 тысячи человек двинулась в сторону армянской церкви Казанчецоц. Варвары, поднявшись на купол церкви, подожгли деревянные конструкции каркаса"[1].
9 МАЯ 1992 г. КАРАБАХСКИЕ СИЛЫ САМООБОРОНЫ ШТУРМОМ ВЗЯЛИ ГОРОД ШУШИ. Сразу же после освобождения города началось восстановление храма Св. Всеспасителя (церкви Казанчецоц), в котором азербайджанские солдаты, обстреливавшие из Шуши Степанакерт, складировали боеприпасы для реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 "Град".
25 ноября 1996 года над восстановленным куполом храма во имя Христа Спасителя в Шуши, стоявшего на протяжении 76 лет без креста и со снесенным куполом, торжественно был водружен 5-метровый крест. Крест вознесся над огромным зданием храма, купол которого сегодня - как и в начале прошлого века - являет собой наиболее высокую точку городской застройки. Вот о такой "типовой бетонной церкви" в действительности идет речь.
Основным принципом азербайджанской пропаганды был и остается принцип "мартышки". "Мартышкой" на журналистском жаргоне называли раньше (когда еще не было компьютеров и принтеров) зеркальный отпечаток текста, остававшийся на оборотной стороне машинописного листа при неправильном расположении за ним листа копировальной бумаги.
Так вот "мартышка", перевертыш, в пропаганде – это приписывание врагу собственных проблем, грехов или намерений и собственных тайных желаний, а также их поддельное озвучивание будто бы противной стороной. Среди таких примеров - "агрессия Армении против Азербайджана", "устроенный армянами погром в Сумгаите", "зверства армян в Ходжалу" и прочее. При этом методы дезинформации остаются одинаковыми - что двадцать лет назад, что сегодня.
Азерагитпроповец с псевдонимом Рюриксон (назвался бы лучше "Ильхамов сын") вольно-невольно приписывает оппонентам именно былые азербайджанские методы обоснования "азербайджанскости" армянского Арцаха. И именно в отношении Шуши и "бетонных истуканов".
Приведем на этот счет свидетельство человека издалека и почти 30-летней давности.
НИНА КАЧОРОВСКАЯ, ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР ИЗ ВОЛГОГРАДА, ПОБЫВАВШАЯ В НКАО в начале 1980-х, в своем письме в редакцию газеты "Советский Карабах", опубликованном в номере этой газеты от 12 октября 1988 года, рассказывала: "Хорошо помню ту поездку, хотя прошло уже 6 лет. Помню, как в Шуше нас почти час водили вокруг памятника Вагифу, а когда мы попросили показать армянскую церковь, экскурсовод-азербайджанец заявил, что это не входит в план экскурсии, и отказался показывать дорогу. Пришлось спрашивать у прохожих. Пришли, а церковь стоит почти разрушенная".
Вагиф – писавший на фарси поэт второй половины XYIII века, человек в Арцахе пришлый, некоторое время жил в Шуши, при дворе местного хана; был казнен и похоронен вдалеке от Шуши. В начале 1980-х по указанию Г.Алиева в честь "древнего азербайджанского поэта" Вагифа в Шуши как раз и возвели азербайджанский новодел: безвкусную железобетонную коробку, обозначенную как "мавзолей". На помпезное открытие этого якобы мавзолея тогда в Арцах пожаловал лично Гейдар Алиев.
Ясно, что бакинские "товарищи" наводняли Арцах подобными новоделами, чтобы заявить свои права на чужие земли и чужую культуру. И сегодня эта политика беззастенчиво продолжается. Правда, за неимением возможностей ставить бетонные новоделы в реальности на бумаге в возведении истуканов обвиняется противник - с прицелом на читательскую аудиторию азерагитпропа.
Азерагитпроповские мартышки носят зеркальные очки. И пытаются навязать их другим.
Александр АНДРЕАСЯН, http://russia-armenia.info/