В конце прошлого года Грузинская Православная Церковь и лично Католикос Илия II были, как и всегда, в центре внимания тбилисской прессы. Однако на сей раз среди привычного славословия в их адрес прозвучали и неожиданные нотки.
МЫ ИМЕЕМ В ВИДУ, В ЧАСТНОСТИ, "ВОПРОСЫ ВЛАСТЯМ ГРУЗИИ", опубликованные от имени 235 "встревоженных граждан своей страны" в газете "Асавал-дасавали" (N49, 7-13 декабря 2009г.). Граждане Грузии задали властям своей страны 14 вопросов, в которых, конечно, ничего неожиданного нет, они давно уже в той или иной форме задаются всеми, кого действительно тревожит нездоровая обстановка, сложившаяся в среде религиозных прав и свобод в Грузии, звучали они и на страницах "ГА". Неожиданностью является только то, что, наконец-то, их осмелились задать вслух и представители титульной нации, заинтересованные в деле укрепления и развития демократии в Грузии. Приводим эти вопросы (в сокращении).
ВОПРОСЫ ВЛАСТЯМ ГРУЗИИ
В связи с тем, что основные принципы взаимоотношений секулярного грузинского государства с ее Православной Церковью находятся в противоречии, мы, нижеподписавшиеся, встревоженные граждане своей страны, обращаемся к Вам с несколькими вопросами. Мы считаем, что в деле укрепления и развития демократии Грузии Ваши ответы будут иметь особое значение.
1. Почему у нас не принимается закон о люстрации, который должен распространиться как на политиков, так и на духовенство?
2. Государственный бюджет пополняют не только православные граждане, но и представители других религий (мусульмане, иудеи, христиане Армянской Апостольской Церкви, католики, езиды, баптисты, пятидесятники, иеговисты и др.), атеисты и другие нерелигиозные граждане. Поэтому, считаете ли вы или нет, что на этом фоне передача Грузинской Православной Церкви из президентского и правительственных фондов 25 миллионов в 2009 году является дискриминацией и вмешательством в дела церкви? Не считаете ли вы нарушением вышеуказанных принципов, когда из государственных резервных фондов финансируется телеканал "Единодушие", принадлежащий Грузинской Патриархии?
3. Какой цели служило и насколько было закономерным, когда в феврале 2008 года, перед парламентскими выборами, были переданы высокопоставленным иерархам этой церкви дорогостоящие автомобили – джипы и пикапы?
4. Насколько законным можно считать передачу правительством Грузинской Патриархии такого большого количества недвижимости (зданий и других строений) лесов, сельхозугодий?
5. Почему не возвращается имущество другим религиозным концессиям, отобранное у них в советский период, как возвращается таковое Грузинской Православной Церкви?
6. Почему только Православная Церковь освобождена от уплаты налогов? И почему подобные привилегии не распространяются на другие конфессии?
7. Между государством и Православной Церковью оформлено дискриминационное соглашение, на основании которого Патриархия имеет эксклюзивное право давать разрешение духовным лицам из других конфессий посещать места лишения свободы. Почему по сей день продолжается подобная дискриминационная практика и почему до сих пор не аннулировано это соглашение?
8. Насколько оправданным является участие политических и общественных деятелей в религиозных ритуалах? Особенно в предвыборный период. Насколько оправдан был прием президентом Грузии делегации вооруженных сил НАТО в кафедральном соборе Святой Троицы.
9. Насколько оправданным является постоянное использование религиозной символики и риторики со стороны президента страны, председателя парламента, отдельных парламентариев, министров, представителей местных органов самоуправления, разных государственных деятелей?
10. Почему наши власти не реагируют на преступления, которые совершают православные духовные лица, преследуя религиозные меньшинства?
11. Почему не привлечены к ответственности те духовные лица, которые проносили наркотики в места лишения свободы? Почему освободили на основании ходатайства Патриархии трех задержанных лиц, обвиненных в избиении журналиста Первого канала? Почему не реагируют органы правопорядка на так называемых "защитников православия", которые направляют письма с угрозами в адрес тех, кто не разделят их религиозных взглядов?
12. Почему Министерство внутренних дел и Генпрокуратура начали следствие по факту изготовления и распространения видеоролика с шаржем на Католикоса - Патриарха, когда такое проявление мнения допустимо международными стандартами и законами о Свободе слова и Свободе мнения, а также самой Конституцией Грузии?
13. На основании закона об общем образовании в учебных учреждениях запрещен прозелитизм, индоктринация и применение религиозных символов вне академических целей. Несмотря на это, все эти требования тотально нарушаются. Почему власти не реагируют на это и не обеспечивают исполнения закона?
14. Считаете ли вы или нет, что вышеописанные реалии взаимоотношений между Православной Церковью и государством создают угрозу единству в государстве и самому его существованию, а также его либерально-демократическому развитию? Считаете ли вы, что сервилистическое отношение всего политического класса к Патриархии способствует клерикализации государственных институтов?
235 подписей, газета "Асавал-дасавали", N49 7-13/12, 2009
.
Информагентства
"Голос Армении"