Прошедшие выходные ознаменовались усложнением внутриполитической обстановки в Турции. В субботу в городе Диярбакыр прямо во время интервью с прессой был застрелен председатель коллегии адвокатов провинции Тахир Эльчи. Видео, которое обнародовали потрясенные журналисты, красноречиво свидетельствует, что перестрелка средь белого дня в турецком городе — чуть ли не обыденное явление.
Теракты и погромы: новый виток насилия
Сами по себе погромы в Турции не являются чем-то из ряда вон выходящим: весь двадцатый век внутренняя политика государства проходила под эгидой этого курса. Среднестатистический турок на чисто инстинктивном уровне не видит ничего плохого в том, чтоб в компании аналогично настроенных сограждан под молчаливое одобрение правительства казнить иноземца и уничтожить его имущество. Во время первой мировой гражданское население Турции произвело массовый геноцид армян, по разным оценкам были вырезаны от ста до трехсот тысяч человек. Во время стамбульского погрома в 1955 году турецкие источники признают убийство 16 греков: погромы греческой диаспоры в итоге привели к тотальному бегству греков на историческую родину.
Погромы курдов происходят до сих пор: последний задокументированный случай массового избиения курдов и уничтожения их имущества произошел в августе этого года, практически во всех крупных городах анатолийского побережья. Турецкие источники не сообщают о точном количестве пострадавших и убитых, но массовость порыва турецкого населения впечатляет.
Вслед за гражданским населением к процессу подключилась армия. 26 октября с формулировкой «борьба с террористами ИГИЛ*» в городе Диярбакыр, неофициальной столице курдов, несколько часов шла ожесточенная стрельба. По сообщениям местных жителей, турецкие вооруженные силы в течение четырех дней следили за тем, чтобы горожане соблюдали комендантские сутки. То есть на протяжении четырех дней всему населению города было запрещено под любым предлогом выходить на улицу — ни за медикаментами, ни за провизией.
Напряженность российско-турецких отношений: не пострадают ли русские жены?
После совета главы российского МИДа Сергея Лаврова, который 24 ноября озвучил рекомендацию покинуть турецкое побережье российским туристам, туристические операторы вывезли с курортов более девяти тысяч человек. Однако категория отдыхающих — не единственные представители России на турецкой земле.
По оценкам экспертов, в Турции насчитывается до миллиона российских гражданок. Русских девушек в Турции называют «сари гелин» - «жена-блондинка». Для общественного статуса турка брак с россиянкой является повышением по социальной лестнице. Однако, статистически, 25% всех заключенных таким образом браков распадаются в первые три года. Причина данного явления имеет сугубо национально-ментальный характер: турецкий жених быстро увлекается, но и быстро остывает. И если турчанку с случае семейного разлада поддерживает общество, а многочисленные клановые связи просто не позволят браку распасться, то судьба россиянки никому не важна.
Второй немаловажный аспект ментальных различий: для мусульманина женщина все же более собственность, нежели равноценный партнер. При непосредственной угрозе собственной жизни турок будет воспринимать ситуацию именно с этой краеугольной точки зрения. Если собственность имеет ценность, турок будет ее защищать до последнего, если же отношения миновали свой пик — приоритет будет иным.
Социальная напряженность: 11% безработных и беженцы
Согласно официальным данным Анкары, в стране насчитывается 11% безработных. С разрывом экономических связей с Россией этот процент будет расти. Массовое закрытие туристических фирм, прекращение деятельности курортного сектора, остановка промышленных проектов — все это приведет к увольнению среднего класса. Мораторий на сельскохозяйственные поставки также сильно ударит по турецким аграриям, которые по большей части отправляли свою продукцию в Россию. На этом фоне социальная напряженность не может не расти.
Помимо этого, нельзя не отметить сложную ситуацию с сирийскими беженцами, живущими в палаточных лагерях вдоль границы. По данным ЕС, их число превысило 2,2 миллиона человек. 30 ноября, на экстренном заседании саммита в Брюсселе Евросоюз решил выделить Турции три миллиарда евро на содержание сирийцев. Европа дала Турции своего рода взятку, чтобы официальная Анкара ужесточила контроль за проникновением беженцев в страны Евросоюза. При этом за кадром осталась судьба самих турок, которые буду вынуждены конкурировать с дешевой сирийской рабочей силой в условиях экономического катарсиса.
Дарья Тимощук, РИА VistaNews