Ситуация на границе между Арменией и Азербайджаном. Арцахом и Азербайджаном все больше напоминает военную. Так, если министр обороны НКР в своем недавнем интервью сказал, что Азербайджан выбрал путь, близкий к войне, то пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян сказал однозначно: «Это война и больше невозможно говорить о нарушении режима прекращения огня, поскольку его нет».
Предлагаем вниманию читателей беседу с нашим постоянным автором, экспертом Центра этнополитологических исследований Лаврентием Амшенци, темой которой стала ситуация на линии фронта.
- Перестрелки с применением тяжелого вооружения фиксируются ежесуточно и стороны уже давно не скрывают того, что ведут огонь в направлении друг друга. Каковы особенности нынешнего противостояния в отличие от того, что мы наблюдали ранее?

- Имеется серьезное отличие. Ранее инициаторами столкновений были в основном разведывательно-диверсионные группы сторон, которые проводили свои специальные операции и иногда попадали в поле зрения постов наблюдения. В этих коротких стычках применялось стрелковое оружие, гранаты и изредка одноразовые ручные противотанковые гранатометы как наиболее удобное средство огневого усиления спецгруппы.
Вооружение, брошенное одной из азербайджанских диверсионных групп. Видны зеленые тубусы одноразового противотанкового гранатомета РПГ-26 «Аглень»
Сегодня идет позиционная война между двумя регулярными армиями. Как мы видим из многочисленных видеоматериалов, активно применяются минометы разных калибров, в том числе крупного калибра. Уже пошла в ход бронетехника и тяжелая артиллерия.
- Пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян, на недавней пресс-конференции сказал, что «Азербайджан фактически довел ситуацию до того, что на сегодня исчерпаны все виды вооружений, имеющиеся у него на переднем крае» [1]. Как это понимать?

- Скорее всего, имеет место неточный перевод. Ясно, что речь идет о том, что азербайджанская армия по состоянию на текущую дату фактически применила всю номенклатуру вооружений, имеющихся у них в наличии. Господин Ованнисян именно об этом сказал.
Из ежедневных фронтовых сводок мы с вами видим, что азербайджанская сторона применяла вооружения по нарастающей. Вначале это были снайпера, затем тяжелые пулеметы и автоматические гранатометы. Далее в ход пошли легкие минометы. Теперь уже танки и гаубицы Д-30 калибра 122-мм, реактивные системы залпового огня турецкого производства, крупнокалиберные минометы и приспособленные к стрельбе по наземным целям автоматические зенитные установки. Как я понимаю, речь идет об установках ЗУ-23-2. В прошлом году был применен переносной зенитный комплекс «Игла», которым был сбит наш вертолет МИ-24П.
По сути, на сегодняшний день азербайджанская сторона не применила только авиационные средства поражения. Вся остальная номенклатура средств применяется, а значит идет полноценная война.
- Вы говорили о том, что Азербайджан не в состоянии воевать. При этом с их стороны мы видим усиление огня в направлении армянских позиций. С чем это связано?
- У них ведь своеобразный «план» по числу убитых армянских солдат. Вначале они вывели на позиции снайперов и развязали снайперскую войну. В ответ армянская сторона усилила средства индивидуальной защиты военнослужащих и применила те же самые ответные меры – вывела свои снайперские и антиснайперские группы на линию фронта. В результате наши потери резко снизились, а потери противника наоборот увеличились.
Руководство Азербайджанской республики продолжало требовать крови и пришлось применять более мощные системы. Таким образом, Арцрун Ованисян прав – противная сторона задействовала полную номенклатуру вооружений, на что армянская сторона прибегла, во-первых, к мерам противодействия, а во-вторых, начала жесткие карательные ответные акции. Видео бегущих с позиций азербайджанских военных, спасающихся от снайперского минометного огня наших воинов, мы все с вами имели удовольствие наблюдать. И это ни какая не пропаганда.
- Почему Азербайджан не боится осуществлять такого рода грубые провокации? Ведь за ними война.
- У Армении на ногах две большие гири. Первая - это Россия, которая продает оружие Азербайджану и ведет, мягко говоря, неоднозначную политику в регионе, ни разу не осудив агрессию противника. Вторая гиря - это страны члены ОДКБ. Ведь из числа стран членов Договора о коллективной безопасности лишь Россия играет некую нейтрально-посредническую роль. Все остальные либо открытые союзники Азербайджана, либо, как Беларусь, скрытые. Армения, будучи абсолютно договороспособным, ответственным партнером, не может начать военные действия без согласования с «союзниками» по ОДКБ. Но если Армения примет решение начать военную операцию на линии фронта, противник уже будет знать о ней, так как информация гарантировано уйдет если не из Астаны, то из Бишкека или Минска. А, возможно, что и из Москвы.
- То есть, членство Армении в ОДКБ фактически развязывает руки Азербайджану?
- Парадокс заключается в том, что для Армении, ОДКБ - стратегический гарант ненападения со стороны Турции. Но на азербайджанском участке армяно-турецкой линии фронта противник повышает свою активность, понимая, что моментальный и сокрушительный удар со стороны Армении он не получит.
- Какой же выход?
- Республика Арцах не является членом ОДКБ. Поэтому операцию против Азербайджана можно и нужно проводить силами Армии обороны. Вот таким может быть выход.

Верховный главнокомандующий, Президент Армении Серж Саргсян на учениях Армии обороны Арцаха
.
- В России в последнее время отношение к Турции резко ухудшилось. Есть ли шанс, что Россия перестанет так явно подыгрывать и Азербайджану?

- Уверен, что корректировка политики в отношение Азербайджана в Москве уже производится. Особенно после публичных уверений Ильхама Алиева, в ходе встречи с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу 3 декабря в Баку [2]:
«Во все периоды и во всех вопросах мы находимся рядом друг с другом, поддерживаем друг друга. Эта политика неизменна, она опирается и на справедливость, и на наше историческое прошлое. Мы очень хотим, чтобы будущие поколения сохранили эти отношения на высоком уровне. Для этого есть все возможности, так как наши политические интересы совпадают, мы хотим мира и спокойствия для региона».
Эти заявления президента Азербайджана прозвучали немедленно после уничтожения Турцией российского фронтового бомбардировщика СУ-24М в Сирии.
Логично, что президент Армении воспользовался этой дипломатической ошибкой Ильхама Алиева и очень жестко поставил вопрос об азербайджанских провокациях на линии фронта перед Советом ОДКБ.
По своей сути, выступление президента Армении в Москве - это предупреждение Азербайджану. После таких предупреждений следующий шаг это проведение военной операции по принуждению Азербайджана к миру.
- То есть мы стали на шаг ближе к полномасштабной войне?
- Точнее мы в шаге от нее. Нация должна быть готовой к войне в любой момент.
- Не рано?

- Со стратегической точки зрения сейчас в самый раз. Экономические проблемы топят Азербайджан и режим Ильхама Алиева трещит по швам. Война, безусловно, на какое-то мгновение зацементирует этот режим под лозунгами «все на фронт», «враг у ворот». Но в случае если противнику не будет сопутствовать успех на фронтах – режим рухнет и погребет под собой государственное образование под названием Азербайджанская республика.
- А если не проводить войсковой операции?
- Режим Алиева в любом случае обречен. Но если не проводить военной операции, то при новых властях сохранится и Азербайджанская республика и линия фронта.
.
.
[1] http://news.am/rus/news/303391.html
[2] http://interfax.az/view/658515
.
.
Беседовал Гурген Саркисян, ИЦ «Еркрамас»