После ослабления позиций Турции из-за сбитого ею российского самолета Анкара больше не претендует на статус региональной ближневосточной державы, пишет в Al-Monitor журналист, специалист по Ближнему Востоку Ченгиз Кандар.
Если какие-то сомнения в этом и были, то недавние отчаянные попытки правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Турции избежать усиливающейся международной изоляции страны должны были их развеять: Анкара приняла "непродуманное решение" и присоединилась к мусульманской коалиции Саудовской Аравии против терроризма.
Альянс, от которого открестились такие страны, как Пакистан и Малайзия, по мнению многих аналитиков, является суннитской коалицией, силами которой Эр-Рияд намерен ослаблять влияние Ирана в регионе. "Согласившись быть в одном ряду с Коморскими островами, Мали и Нигером в коалиции с Саудовской Аравией во главе, Турция утратила свое право претендовать на статус суннитского государства — противовеса Ирану", — поясняет Кандар.
Еще одним доказательством необъявленного отказа Турции от претензий на региональное господство является сближение с Израилем. В начале января президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что "Турция и Израиль нужны друг другу". С точки зрения Кандара, турецкий лидер таким образом оценил изменившуюся геополитическую ситуацию в регионе и дал понять, что Анкара больше не стремится оспаривать региональную роль Израиля.
Турция, поддержав одновременно суннитскую коалицию с саудитами во главе и Израиль, самую "антииранскую" страну региона, не только отказывается от претензий на региональное господство, но и выступает против Ирана так, как никогда раньше, подчеркивает аналитик.
При этом разгоревшийся ранее в этом месяце конфликт между Эр-Риядом и Тегераном еще сильнее усложнил для Турции реализацию ее региональных планов, особенно в Сирии.
Нет никаких сомнений в том, что все недавние действия Анкары — это естественные последствия ослабления ее позиций после того, как турецкие ВВС сбили российский самолет над Сирией в конце ноября.
Есть мнение, что предпринятые Анкарой шаги как в отношении Саудовской Аравии, так и в отношении Израиля положительно оценены Вашингтоном. Однако недавний визит в Турцию председателя объединенного комитета начальника штабов США Джозефа Данфорда выявил "основной источник беспокойства" в отношениях между США и Турцией: поддержку Вашингтоном сирийских курдов.
Речь идет об отрядах народной самообороны — курдских организациях, успешно сражающихся с ИГ (запрещена на территории России — ред.) в Сирии. Анкара опасается, что их силами будет создан "курдский коридор" на севере страны. Это не в интересах Турции, которая, скорее всего, будет пытаться свести на нет любые их достижения.
Однако курдов в Сирии поддерживают США, в связи с чем возникает вопрос: какой позиции Вашингтон будет придерживаться по отношению к Анкаре, особенно после поездки туда Данфорда, если США примут во внимание все противоречия по курдскому вопросу.
Кандар цитирует американского эксперта по Сирии Джошуа Лэндиса, заявившего следующее: если учесть, что курдские отряды помогают бороться с ИГ, а Эрдоган — нет, альянс между Вашингтоном и Рабочей партией Курдистана (РПК) уцелеет в долгосрочной перспективе.
Таким образом, Турцию и ее лидера Эрдогана, теряющего позиции на международной арене, ждут особенно трудные времена, подводит итог Кандар.
РИА Новости