В Турции проходят задержания местных ученых и академиков, потребовавших остановить военную операцию против курдов. Пока задержано 12 ученых из 21, объявленных в розыск. Президент Эрдоган называл их «невеждами», а прокуратура обвинила в «публичном унижении турецкого народа». Тем временем на юго-востоке страны идет настоящая гражданская война, которую в ЕС стараются не замечать.
Прокуратура турецкой провинции Коджаэли санкционировала задержание 21 ученого, которые подписали декларацию с призывом к руководству страны прекратить насилие против курдских вооруженных отрядов на юго-востоке Турции. Как передает РИА «Новости», 12 академиков уже задержаны. Розыск остальных «преступников» продолжается.
«Мы не будем частью этого преступления»
Обращение под названием «Мы не будем частью этого преступления» было опубликовано 10 января. Всего под ним подписались 1128 турецких и зарубежных ученых из 89 университетов. Авторы петиции призвали турецкие власти «прекратить резню и бойню» на юго-востоке страны и вернуться за стол переговоров для мирного урегулирования курдской проблемы. В целом представители ученого сообщества считают действия Анкары нарушающими принципы прав человека и требуют пригласить в регионы проведения операций иностранных наблюдателей.
Среди подписавших обращение – всемирно известные ученые: лингвист Ноам Хомский, географ Дэвид Харви, социолог Иммануил Валлерстайн и другие.
Президент Турции Тайип Эрдоган назвал подписантов «невеждами». Премьер-министр Ахмет Давутоглу призвал не рассматривать петицию с точки зрения свободы слова, поскольку она «иррациональна», а Высший совет по образованию пообещал принять меры против подписавшихся турецких ученых. Всех их обвинили в «публичном унижении турецкого народа, государства, правительства, парламента, суда» и «пропаганде террористической организации».
«Эта толпа, которая называет себя учеными, обвиняет государство в своем заявлении. Эй вы, так называемая интеллигенция! Вы не просвещенные, а темные люди. Вы совсем не похожи на интеллектуалов. Вы невежды и ничего не знаете о востоке и юго-востоке (Турции). А мы знаем этот регион как свои домашние адреса», – заявил Эрдоган.
По его словам, в стране нет курдского вопроса, а есть проблема терроризма. Эрдоган пригласил подписавших обращение иностранных ученых посетить Турцию. «Мы готовы рассказать им о ситуации от А до Я. Пусть они увидят своими глазами, с чем связано нарушение законности на юго-востоке – с действиями государства или террористической организации», – добавил Эрдоган.
От политических войн к реальным
Ситуация на юге-востоке предельно напряжена, по сути она превратилась в полномасштабную гражданскую войну. В декабре власти объявили комендантский час в ряде населенных курдами регионов, в частности в районе Сур города Диярбакыра, Джизре и Силопи, а также в Нусайбине провинции Мардин, где продолжаются ожесточенные уличные столкновения силовиков и боевиков запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК).
В антитеррористической операции участвуют около 10 тыс. военных и полицейских. Они ведут зачистку населенных пунктов от членов РПК, засыпают рвы и разбирают баррикады, установленные и заминированные боевиками, чтобы воспрепятствовать въезду в город военной техники. На улицах продолжаются интенсивные перестрелки. Зарубежные наблюдатели называют конфликт Анкары с курдами катастрофой, которую не может обуздать ни одна сторона конфликта, который идет с 1984 года. Все это время курды безуспешно пытаются добиться автономии в составе Турции.
В среду ночью возле здания управления безопасности в уезде Чинар в Диярбакыре взорвался заминированный автомобиль. Затем нападавшие открыли огонь из гранатометов и автоматов по зданиям и находящимся в них сотрудникам сил безопасности. Завязалась ожесточенная перестрелка. Одновременно с нападением террористы начали обстрел и здания командования жандармерии в этом же уезде.
В результате взрыва обрушился жилой дом и частично были разрушены перекрытия полицейского общежития. Среди погибших были дети, в том числе пятимесячный ребенок, из числа родственников полицейских. В распространенном заявлении губернаторства Диярбакыра сообщалось, что нападение совершили «члены сепаратистской террористической организации». Обычно турецкие силовики называют так РПК и связанные с ней организации.
В этой ситуации Эрдоган продолжает идти на все большее обострение отношений с курдами. Напомним, на ноябрьских выборах его Партия справедливости и развития (ПСР) одержала победу. Еще перед выборами Эрдоган возобновил войну против Рабочей партии Курдистана, пытаясь повысить свой рейтинг перед голосованием. Обострение ситуации в соседней Сирии также всколыхнуло курдские общественные движения. В ответ на это турецкие силовики еще летом отловили более тысячи человек, которые, по их информации, так или иначе были связаны с курдскими военными формированиями. Это вызвало крайнее недовольство в приграничных с Сирией районах. Теракты совершались как на периферии, так и в столице страны и других крупных городах.
Истребители ВВС Турции атакуют позиции РПК в юго-восточных провинциях и на севере Ирака с 24 июля. Так Анкара прервала перемирие, которое длилось с 2013 года. Всего за пять месяцев силовики уничтожили около 3,1 тысячи боевиков РПК. Жертвами курдских боевиков стали более 200 полицейских и военных.
Европа закрывает глаза
«Многие в Европе считают, что отношение к Турции – это пример политики двойных стандартов», – рассказал в беседе с газетой ВЗГЛЯД научный директор Германо-российского форума Александр Рар. «С одной стороны, все то, что происходит в Турции, это зажимание демократии – аресты оппозиционеров, запреты на свободу слова, фактически военные действия против собственного народа в курдских регионах. Все это вызывает возмущение и определенные протесты. Но сейчас это сглаживается в СМИ, в высших элитах и политике. Все потому, что Турция, с точки зрения европейских политиков, является единственной страной, которая может спасти Европу от наплыва беженцев», – поясняет собеседник.
«Сейчас с Турцией разговаривают самыми сладкими словами, закрывая глаза на все это, потому что не хотят раздражать Эрдогана. Все понимают, что именно он полгода назад приоткрыл границу между Сирией и Турцией, а потом между Турцией и ЕС, пропустив больше миллиона беженцев в центр Европы, аргументировав это тем, что он просто не может больше их кормить на своей территории, – отмечает Рар. – И, чтобы это не повторилось, ему дают миллиарды на восстановление различной инфраструктуры. То, что часть этих денег, возможно, идет на борьбу с курдами, на этом не хотят акцентировать внимание», – поясняет он.
Если все будет выходить из-под контроля, то эту ситуацию будет все сложнее замалчивать, уверен он. «Тогда будет все больше голосов, которые серьезно ставят под вопрос возможность Турции и дальше сближаться с Европейским союзом, такие критики тут есть. Но самый большой страх у политиков сейчас – что Турция опять обидится и откроет ворота для беженцев, что является главным вызовом и даже опасностью для Европы», – подчеркивает Рар.
«Будет широкомасштабная война»
О серьезности войны на юго-востоке Турции говорит количество беженцев из зоны боевых действий, которое перевалило уже за 200 тысяч, рассказал газете ВЗГЛЯД директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. По некоторым данным, их уже более 250 тысяч. Количество погибших среди мирного населения измеряется сотнями. Число убитых солдат турецкой армии тоже перевалило за сто, разные данные по жертвам среди бойцов РПК.
Война с курдами в Турции набирает большие масштабы, отметил он. «В целом ряде городов местным населением выкапываются рвы, создаются оборонительные сооружения. Идет настоящая гражданская война, и она перекидывается на все провинции юго-востока и уже Центральной Анатолии. Объявляются автономии во многих курдонаселенных провинциях, когда местные власти создают структуры, не подчиняющиеся Анкаре», – рассказал эксперт.
Он допустил, что война на юго-востоке может перекинуться и на другие районы, например турецкое Причерноморье, где живут две крупные этнические группы: лазы, их называют исламизированными грузинами, и хемшилы (армяне-мусульмане). «Там тоже начинается бурление. Все это, на фоне терактов, которые происходят практически каждый день, может обернуться распадом Турции», – указал собеседник.
Ученые, другие представители интеллигенции обращаются к Эрдогану, чтобы найти какой-то компромисс, ведь в неспокойных районах живут не только курды, но турки и другие. «Они понимают, что, если это не прекратить, будет широкомасштабная война, которую уже не остановить. И все тенденции к этому есть», – констатировал Багдасаров.
Эрдоган, однако, «болен идеей создания неоосманизма, он хочет быть султаном Османской империи, не хочет отступать от своего и считает, что никаких уступок быть не должно – курды и другие национальные, религиозные меньшинства должны радоваться тому, что Эрдоган им и так уже дал», – подчеркнул собеседник. Он напомнил, когда Эрдоган был премьер-министром страны, он отменил 301 закон, по которому привлекались к уголовной ответственности все, кто не признавал себя турком.
«Был еще ряд поблажек. И Эрдоган считает их более чем достаточными: если кто-то пытается выступать против, надо просто принимать жестокие меры. Он на уступки больше идти не будет», – констатировал эксперт.
Марина Балтачева, Екатерина Нерозникова, Андрей Резчиков, http://www.vz.ru/