Так уж получилось, что в последние годы решение социально-экономических проблем тесно связано с глобальной геополитикой. Очевидно: армянская экономика тесно завязана на экономике российской, последняя испытывает серьезные потрясения от санкций, санкции обусловлены украинским клубком проблем, а украинские клубки проблем образовались вследствие глобального противостояния Запада и Востока. В итоге армянские гастарбайтеры России не в состоянии поддерживать тот уровень трансфертов, который необходим для их семей на родине…
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЕСЛИ ПОПЫТАТЬСЯ ВЫСТРОИТЬ ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ сценарий развитий в году 2016-м, то выглядеть он будет примерно так: если России и США удастся прийти к согласованной позиции по решению сирийского конфликта, это поспособствует налаживанию диалога между странами, который в свою очередь приведет к большему взаимопониманию и движению навстречу по Украине, что выльется в реализацию пресловутых Минских соглашений, санкции отменят, рубль восстановит позиции и тогда трансферты, наконец, станут похожи на трансферты, а не на иронию судьбы… Ну и понятно, что дело не только в трансфертах. Можно, к примеру, добавить, что общая стабилизация ситуации в регионе положительно скажется не только на экономических процессах, но и ослабит напряжение в зоне нагорно-карабахского конфликта.
Кто-то может сказать, что подобный расклад на ближайший год слишком уж будет напоминать известную сказку про смерть Кикоса. И на это утверждение найдутся основания. Но с другой стороны, этот сценарий – один из немногих оптимистических, который имеет право на жизнь и которому можно постараться поспособствовать всем, в том числе и официальному Еревану, даже при скудости его дипломатических и политических ресурсов…
Первые ласточки политического диалога по Сирии уже есть. После последних переговоров Керри и Лаврова в Швейцарии стороны отметились оптимистическими заявлениями. Керри даже намекнул, что при удачном ходе развития событий через пару-тройку месяцев можно рассмотреть и вопрос отмены санкций против России…Так что надежды многих государств, в том числе и весьма благополучных европейских, прикованы сегодня к венскому процессу, к тому, как пройдет очередной раунд переговоров по урегулированию сирийского кризиса.
Надежды, связанные с венским процессом, подпитываются и тем, что мир уже порядком устал от пресловутого "переформатирования" Ближнего Востока. Наводнившие Европу беженцы стали лишним аргументом банальной истины о том, что опасно моделировать под себя чужую культуру.
БОЛЕЕ ПРАКТИЧНЫЙ ОТКЛИК НА УСПЕХ ВЕНСКОГО ПРОЦЕССА связан с последним заявлением министра обороны США Эштона Картера. Последний опубликовал статью, в которой заявил о возможности начать сухопутную операцию в Сирии и Ираке, чтобы захватить Ракку и Мосул и окончательно добить ИГИЛ... С чего бы американцам идти на такой риск?
Наверное, одна из причин в том, что правительственные войска Сирии при поддержке воздушно-космических сил России пусть медленно, но последовательно восстанавливают контроль над территорией страны. Освобождена от ИГИЛ очень важная провинция Латакия, верные Асаду силы продвигаются к Ракке, которая считается столицей ИГИЛ. По некоторым данным, сирийские правительственные войска находятся уже в 60 километрах от Ракки.
Понятно, что в такой ситуации американцам очень бы хотелось застолбить и свое действенное участие в уничтожении ИГИЛ. Чтобы в дальнейшем ни у кого не было сомнений, кто победил террористов. Лавры победителя – сладкие лавры. Другое дело, что Дамаск уже заявил, что появление американских солдат в Сирии без согласия правительства Сирии будет расценено как агрессия… И тут уместно отметить: одно из главных опасений в связи с процессом политического урегулирования в Сирии связано как раз с тем, что как бы борьба за лавры главного гробовщика ИГИЛ не привела к новому витку геополитического противостояния, с чего мы собственно и начали свои заметки.
Рубен Маргарян, "Голос Армении"