Совершение мусульманского обряда в Кафедральном соборе в Ани, безусловно, вызывает возмущение, это - попрание, даже осквернение духовных ценностей. Остановимся на миг на религиозном аспекте и отметим, что, по сути, акт турецких националистов нацелен не только против армян-христиан, но против христианского мира в целом.
Помимо того, что армянская сторона адекватно не отреагировала на данный инцидент, нужно также констатировать пассивность христианского мира. Мое сравнение может показаться не очень точным, тем не менее, нельзя не вспомнить о той волне протеста против одного американского священнослужителя, выступившего с угрозой сжечь Коран, которая была поднята, в первую очередь, несомненно, исламским миром, а затем и христианскими обществами и религиозными центрами.
Армянская сторона, оставаясь в рамках религиозной сферы, могла предпринять шаг с целью продемонстрировать христианскому миру осквернение Анийского храма.
Напомнив, что армяне реставрируют мечети в Ереване и Шуши, армянские религиозные центры и общественные организации могли выдвинуть четко выраженные требования к христианскому миру. И не только к христианам, но и к мусульманам, которым нужно было напомнить о возмущении и осуждении, высказанном армянскими религиозными центрами в ответ на угрозу сжечь Коран.
Эта политико-пропагандистская акция среди мусульманского населения Среднего Востока могла привести, как минимум, к несогласию мусульманских кругов с проведением намаза в Анийском храме.
Удручающее впечатление сложилось и после того, как армяне не провели митинга-молитвы на границе с Турцией. Фактически, до сих пор инцидент в Ани не встретил адекватного противодействия с армянской стороны.
Попытаемся дать политический комментарий случившемуся. Сообщение о намазе в Ани было получено параллельно с новостью об установке креста на куполе Ахтамарской церкви. Можно отметить следующую последовательность событий: разрешение литургии в церкви без креста, затем установка креста параллельно с совершением намаза в Ани. Безусловно, не стоит списывать эту игру противовесов, затеянную турецкой стороной, на простое совпадение. Не будем забывать об исламском облике властей Турции, которая провела реформу конституции и взяла курс на европеизацию: они в полной мере используют религиозную тематику для сохранения своих политических преимуществ. Турецкую игру нужно рассматривать в общей орбите внутренних и внешних корыстных интересов и в соответствии с этим давать политическую оценку данным событиям.
На случай, если разрешение литургии вызовет недовольство мусульманской массы, было решено разрешить ее в церкви, на которой нет креста. На случай, если установка креста вызовет недовольство турецких националистов, было решено разрешить и поощрить совершение намаза в Кафедральном соборе Ани. А прежде сказать Европе, что нынешние власти Турции отреставрировали армянскую церковь, разрешили проводить там литургию и даже позволили установку креста. С другой стороны, нужно было убедить турецких националистов, что проведение литургии разрешено с условием, что на куполе не будет креста, кроме того, разрешение касается лишь одного дня в году, то есть в любой другой день там запрещено вслух читать молитву. А туркам позволительно также использовать армянские церкви в качестве мечетей.
Во всем этом, конечно можно увидеть попытку развить положительные тенденции, ведь, в конечном итоге, проводится реставрация ряда армянских церквей, пусть раз в год, но в армянских святынях будут проводиться литургии. Однако не будем забывать, что реставрация и выдача разрешений не имеют никакого отношения к инициативности армянской стороны. Игра продолжится исключительно по правилам турецкой стороны, несмотря даже на возможное давление со стороны международного сообщества. Пожалуй, правильнее сказать, продолжится, в соответствии со стремлением турецкой стороны вступить в европейскую семью.
Под религиозными процессами, литургией или намазом, преследуются исключительно политико-пропагандистские цели, которые пока не видны армянской стороне. Иначе, в ответ на намаз были бы заметны попытки армянской стороны вызвать волну возмущения в христианском мире.
Шаан Гантахарян,
главный редактор газеты «Аздак»