8 декабря в Госдуме эксцентричные депутаты из КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов подготовили эксцентричное обращение о расторжении Московского договора о дружбе и братстве, подписанного 16 марта 1921 года правительством РСФСР и правительством Великого народного собрания Турции. С таким предложением депутаты обратились к президенту России Владимиру Путину и главе МИД Сергею Лаврову.
Стоит, конечно, сделать оговорку, что депутаты действительно эксцентричные, мягко говоря, — с уклоном в «ура-патриотизм». Ну, а нынешнее предложение сравнимо разве что с инициативой их коллег, денонсировавших Беловежские соглашения двадцать лет назад. Тогда, впрочем, инициативу коммунистов, имеющих большинство, Дума поддержала. Но толку от этого — ноль, ибо парламент у нас всегда был лишен каких-либо полномочий, оставаясь просто «местом для дискуссий».
Понятно, что подобные демарши не рассчитаны на то, что будет реализована заявленная в них цель. Они рассчитаны с одной стороны на то, чтобы показать оппонентам, что мы готовы на все (в данном случае — «последнее китайское» Эрдогану), а с другой — на то, чтобы успокоить патриотическую общественность в своей стране, которая в виду недостаточной, с точки зрения обывателя, «ответки» власти на сбитый самолет, начинает сомневаться в ее (власти) патриотичности и решимости идти до конца.
Ну, и, конечно, подобные заявления привели в неописуемый восторг как армянское лобби в Москве, так и армян в самой Армении. Впрочем, думаю, что там большинство здравомыслящих людей прекрасно понимает, что это нереально, а те, кто допускает подобное развитие событий, должны понимать, что это будет означать войну на их территории. Почему войну?
Да потому, что денонсация ленинско-кемалистского компромисса ставит под сомнение территориальную целостность Турции и саму ее государственность. Почему в Армении? Ну, а где еще? Не в Африке же. Именно в Армении Турция и Россия схлестнулись не на жизнь, а на смерть и именно там (в той, еще другой, дореволюционной Армении — в Карсе, который с конца XIX века принадлежал Российской империи) был подписан договор, который закрепил нынешние границы.
Сейчас уже сложно сказать, однозначно, что подвигло Ленина заключить те самые Московский и Карский договора с Ататюрком. Скорее всего, Советской России, в которой продолжалась гражданская война, необходим был любой союзник не меньше, чем ведущему собственную гражданскую войну и отбивающемуся от интервенции Кемалю. К тому же, обе страны воевали с Антантой, и сам Кемаль красиво «рисовался» под революционера. Так или иначе, Россия помогла молодой турецкой республике деньгами и оружием, а главное – разрешила ей Разгромить Армению, что позволило Анкаре перебросить войска на западный фронт и выбить интервентов и султана из Стамбула. Иначе говоря, спасла Турцию, ведь по предыдущему мирному договору османы теряли две трети территории, включая Стамбул и Измир, которые должны были достаться грекам. Кроме того, Турция должна была признать независимую Армению (включающую Эрзурум, Трабзон и Ван) и Курдистан.
Кстати Ататюрк, получив власть над всей Турцией, довольно быстро перестал быть другом Советской России, продемонстрировав, что является обычным буржуазным националистом, и учинив репрессии против коммунистов. Но тогда воевать с Турцией уже не было возможности.
Впрочем вопрос территорий исторической Армении попытался было поднять Сталин после Второй мировой, рассчитывая не только расширить территорию СССР, но и получить контроль над проливами, а также расчистить ворота в Азию, которую хотел получить под свой протекторат, как и Восточную Европу. Однако Анкара настолько испугалась, что буквально прыгнула в объятия НАТО, да и страны Запада были перепуганы насмерть перспективой включения региона в зону влияния Советов, что грудью отстояли Турцию от сталинских территориальных притязаний.
Контроль над проливами. И вовсе вековая мечта русских царей с самого захвата османами Константинополя. Освобождение «православной святыни», «греческий проект»… «Восточный вопрос» — едва ли не главный вопрос геополитики империи. В общей сложности за период с 1568 г. по 1918-й случилось 13 русско-турецких войн. За эти столетия Россия и Турция находились в состоянии войны 69 лет. В среднем, одну русско-турецкую войну от другой отделяло всего 25 лет. Ни с одной другой страной мы столько не воевали. Война шла изначально за контроль над северным Причерноморьем, затем над Северным Кавказом, затем над Южным Кавказом. Ну, и, конечно, за протекторат над восточноевропейскими христианскими народами, попавшими под власть Порты. Все эти территории при Сталине удалось объединить в один грандиозный геополитический проект.
Однако смерть Отца народов фактически завершила эпоху, когда мировые державы могли ставить вопросы о пересмотре границ. Впрочем, этот порядок в году нарушила сама Турция, захватив в 1974 году Северный Кипр, однако ее не поддержал никто, включая союзников по НАТО.
Потом был распад СССР и Югославии, фактически узаконивший право вмешательства в дела чужих стран и их раздел. Признание Западом независимости Косова поставил в этом деле жирную точку. Признание Россией Абхазии и Южной Осетии, а также присоединение Крыма уже происходили в фактически иной реальности, в которой старые правила уже не действуют.
Что касается нынешней Турции, то она вполне может стать новой Югославией и кандидатом на раздел. Уже очевидно, что сирийская авантюра Эрдогана, продиктованная его неоосманскими амбициями, как минимум, не принесла Анкаре ничего хорошего. Рано или поздно (а вернее, уже скоро), армия САР при поддержке России начнет выдавливать из Сирии исламских террористов, и, как говорится, угадайте куда? Конечно же, на север, в уже изнывающую от беспрецедентного наплыва беженцев из Сирии и Ирана Турцию.
Кроме того, сама Турция медленно сползает в пучину гражданской войны. Вооруженное противостояние с РПК и сирийскими курдами все больше обретает черты именно этого явления. Очевидно, что Анкара уже неспособна быстро и без серьезных потерь победить в этой войне, а маховик все раскручивается, к тому же взрывы, организованные исламистами, гремят уже по всей стране.
Но самое главное — Турция растеряла всех союзников. Сначала Россию, сбив наш самолет. А теперь и США, сорвавшись на язык ультиматумов, понимая, что Штаты сделали стратегическую ставку на курдов в войне с ИГИЛ, старясь выбить эту карту из рук Асада и Путина. Видимо, в Вашингтоне если еще окончательно не списали Анкару со счетов, то, как минимум, всерьез рассматривают перспективу распада Турции и возникновения на ее территории полноценной гражданской войны всех против всех.
Впрочем, не исключен еще и вариант верхушечного переворота, организованного недовольных «закидонами» Эрдогана, ведущими к развалу страны, представителями турецкой элиты. Впрочем, это также может стать спусковым крючком хаоса. А потенциальное оформление пусть даже автономии курдов в Сирии (а в перспективе объединение с иракским Курдистаном в независимое государство) может стать серьезным шагом к пересмотру границ, очерченных Лозаннским миром.
Ну, и, конечно, в случае распада Турции встанет вопрос пересмотра Московского и Карского договоров. Уже не в качестве фантастической угрозы, озвученной Рашкиным и Обуховым. А на полном серьезе.
И тогда сбудется давняя мечта армян о великой Армении, а греков о возвращении Константинополя. А нам, русским, много не надо. Нам бы сапоги помыть в Босфоре по пути к Индийскому океану…
Дмитрий Родионов, http://jpgazeta.ru