В Ереване 22-24 июня в Матендаране имени Месропа Маштоца прошла научная конференция под названием «Исторический Тайк: история, культура, вероисповедание». Проведение научной конференции стало возможным в результате сотрудничества Матенадарана, Национальной Академии Наук Армении и Армянского национального комитета по византологии. На научную конференцию были приглашены представители из 8 стран – Франции, Российской Федерации, Нидерландов, Грузии, Греции, Италии, Германии. В ходе трехдневной научной конференции было предусмотрено представление около 40 докладов, в которых затрагивалась провинция Тайк Западной Армении (ныне провинция Артвин в совр. Турции) с разных аспектов.
Как отметил в своем слове директор Института истории НАН Армении Ашот Мелконян, в течение 25 лет независимости Армении это первая международная научная конференция, посвященная Тайку. «Организация научных конференций, посвященных разным провинциям исторической Армении, имеет не только сугубо научное, но и научно-политическое значение. С этой точки зрения научная конференция на тематику Тайка как будто запоздалая. В свое время подобная научная конференция была организована в Лос-Анджелесе Ричардом Ованнисяном, но в Армении, сколько бы тема не затрагивалась, тем не менее, научные конференции не были организованы», - сказал он.
В качестве логотипа конференции была избрана фотография части монастыря Ишхан в Тайке, на которой четко видны надписи на армянском и грузинском языках.
«Посвященная Тайку научная конференция, несмотря на то, что кажется посвященной только одной провинции, содержит более широкую идею, поскольку она не только о провинции, там есть и история, и политика, и вероисповедание, и культура, это общее. И именно по этой причине в качестве лого мы выбрали часть из часовни Гургена монастыря Ишхан, на которой есть надписи армянском и грузинском языка. Это свидетельствует о том, что, начиная с определенного времени, оба народа жили там вместе», - отметила заведующая отделом изучения древних рукописей Матенадарана Эрна Манеа Ширинян, добавив, что, в отличие от тех времен, в настоящем армяно-грузинское сотрудничество как-то угасло.
Подчеркнув важность проведения первой международной научной конференции, секретарь Матенадарана Ваан Тер-Гевондян представил особенности истории Тайка. «Будучи одной из 15 провинций Мец Айка, у Тайка есть особенность: население Тайка, которое изначально было полностью армянским, в течение определенного времени приняло халкидонство, то есть отдалилось от армянской церкви. На протяжении определенного времени они продолжали оставаться армянами, то есть говорили на армянском языке, но не считали себя последователями Армянской Церкви. Они были последователями халкидонской церкви, то есть направления, распространенного в Византии и Грузии. Спустя некоторое время армянское население отдалилось от национальных корней… Построенные на этой территории памятники, церкви, монастыри приобрели двойственный характер. То есть, с одной стороны, создатели этих памятников и молящиеся там были армянами по национальности, но они были уже последователями грузинской церкви. И это привело к многочисленными спорным вопросам, важнейший из которых – армянские ли эти памятники или грузинские». Было подчеркнуто то обстоятельство, что в вопросе изучения Тайка, Грузия, в отличие от Армении, была последовательной: это обусловлено объективными и субъективными причинами. «Грузинская сторона за последние годы активно изучает Тайк, проводятся посвященные Тайку ежегодные научные конференции, и что самое важное, в Грузии создан посвященный Тайку научно-исследовательский институт», - отметила Эрна Манеа Ширинян.
"Представьте, если бы в Армении был специальный институт, посвященный, например, истории Васпуракана. У нас нет такого. Посмотрите, какое внимание они уделяют этому вопросу. Они проводят ежегодные научные конференции, а вышеупомянутая научная конференция – первая за 25-летнюю историю нашего независимого государства. Наконец мы стали инициаторами в этом вопросе не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а, в первую очередь, потому, что Тайк – историческая армянская провинция, и если даже потом она получила иной образ, византийский, грузинский, то правильно будет изучить это совместно», - добавил Ваан Тер-Гевондян, посчитав неправильным решением оставление армянских специалистов вне программ изучения. Тем не менее, по его словам, это, в первую очередь, ошибка армянской стороны: «Здесь есть также наша вина, поскольку мы сами не были достаточно активными и инициативными. И этой научной конференцией мы подаем заявку на то, что мы тоже можем организовать конференции, приглашать наших французских, итальянских, германских, российских коллег», - заметил он.
Активной исследовательской работе грузинской стороны на территории Турции способствовали добрососедские отношения между двумя странами. «Турция проявила благосклонное отношение и дала возможность грузинским ученым изучить все памятники», - пояснил Ваан Тер-Гевондян, подчеркнув, что у армянских исследователей подобной возможности никогда не было. Максимальное, что смогли сделать армянские специалисты, это посещения Западной Армении.
У одной из важнейших тем обсуждения – памятники Тайка являются армянскими или грузинскими – до сегодняшнего дня нет ответа. Церкви Тайка изучаются грузинской стороной как халкидонские церкви, а армянская сторона в качестве контраргумента приводит надписи на памятниках. «Эти памятники сегодня фактически изучаются грузинами как халкидонские церкви. В то время как на памятниках до сих пор сохраняются надписи», - отметил Ашот Мелконян и рассказал о том, что видел собственными глазами, - «Несколько лет назад я был в Ишхане и видел, что там на надписях на грузинском, английском, турецком написано имя католикоса Нерсеса 3-го Тайеци, который был армянским католикосом. Однако для посетителя непонятно, кем является Нерсес 3-й Тайеци – византийцем, грузином… В то время, как он был предводителем Армянской Апостольской Церкви, тот самый Нерсес, который построил наш бесподобный Звартноц».
Директор дома-музея Параджанова, фотограф Завен Саркисян, который за последнее десятилетие успел четырежды побывать в Западной Армении, представил участникам научной конференции свои фотографии, сделанные в Тайке в разные годы. Фотографии настолько заинтересовали гостей, что они выразили желание побывать в Западной Армении и увидеть все это собственными глазами. Завен Саркисян, однако, посоветовал перенести реализацию этого желания. Присутствующие вынуждены были удовлетвориться представленными им фотографиями, посвященными Тайку. «В 1997 и 2000 годах нас там преследовали, требовали документы. Потом все немного облегчилось. А сейчас ситуация в Турции очень напряженная. Участники научной конференции очень хотели поехать в Западную Армению, но я не посоветовал», - отметил он в беседе с нами.
Кстати, приглашение для участия в научной конференции было отправлено и коллегам из соседней Грузии. И хотя из Грузии не посчитали необходимым ни утвердить, ни отказаться от приглашения, до последнего момента организаторы и участники ждали их. Однако грузинские ученые так и не приехали. «Тем самым они проявили свою неготовность, как участвовать в конференции, так и поддерживать хорошие отношения. Это было очень некрасиво, они даже не предупредили, что не приедут. Грузинская сторона потеряла многое. Многие прогрузинские ученые глубоко разочаровались в их поведении», - в завершение научной конференции подчеркнула Эрна Ширинян.
Вне зависимости от чего-либо, армянская сторона решительна в вопросе изучения темы Тайка. «Думаю, что, будучи международной, научная конференция уделит возможность в результате сотрудничества смело раскрыть реальную научную, политическую, культурную историю региона, и не стоит бояться и говорить, что изучение контактных зон подразумевает совместную работу. Это важное средство с точки зрения отличить черное от белого», - выразил уверенность А. Мелконян.
Гаяне Саргсян, ИЦ «Еркрамас»
Фотографии Завена Саркисяна